ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 16

Однако исторические события, связанные с древней Владимирской иконой, позволяют исследователям отнести создание владимирского списка к периоду деятельности митрополита Киприана и датировать его между 1395 и 1406 гг. При одном из поновлений иконы (в XVIII–XIX вв.) на обороте появилось изображение Престола уготованного с орудиями Страстей, подобное изображению на древней святыне. Из Успенского собора Московского Кремля происходят две иконы-наместницы. Одна была создана в первой четверти XV в., которая, как полагают исследователи, предназначалась для старого золотого оклада (с Деисусом на верхнем поле) чудотворной Владимирской иконы, заменённого митрополитом Фотием новым золотым окладом (с праздниками на полях). По размерам доски (101х69 см) и композиции она близка к оригиналу, реставрированному в конце XIV – начале XV в. Младенец Христос обнимает Мать за шею, кисть Его руки выступает из-под мафория у шеи Богоматери, между склонёнными ликами видны край синего чепца Марии и золотистая ткань рукава хитона Христа. Композиционные особенности этого списка – пирамидальность силуэта, увеличенные головы Младенца и Богоматери, низко опущенная Её левая рука, расположенная почти на одном уровне с правой (вероятно, отражают облик поновлённой святыни). В иконе нет ярких, звучных красок; мастер стремился усилить внешнее сходство с оригиналом. В XV в. эта икона была наместницей чудотворной Владимирской иконы: в периоды её отсутствия в соборе, а также, как полагают исследователи, в крестных ходах. Золотой оклад состоит из закрывающих верхнее поле пластин с чеканными фигурами ростового Деисуса, басменного венца с пятью крупными рельефными золотыми накладками, а также из пластин басмы, разных по размеру и узору, на фоне средника и на полях. Как полагают исследователи, пластины с Деисусом остались от оклада времени митрополита, по своей типологии повторявшего предшествующие оклады святыни. Этот оклад, дополненный новыми пластинами басмы и прикладом, сохранялся на иконе в XV–XIX вв. В описях Успенского собора XVII в. икона определяется как «Умиление» (она помещалась в киоте на амвоне, против царских врат). В описи 1701 г. икона впервые имеет название «Владимирская», она находилась в алтаре – в центре иконостаса, устроенного по стенам вокруг жертвенника. В первой половине XIX в. икону перенесли в Петропавловский придел. И.М. Снегирёв назвал эту икону «запасной», ошибочно отождествив её со списком 1514 г., в XVII в. заменявшим древнюю святыню в крестных ходах (это неверное название повторяется до настоящего времени). В 1905 г. была сделана новая серебряная риза; старый золотой оклад монтирован на доску и перенесён в соборную ризницу. В 1920 г. золотой оклад из Патриаршей ризницы передан в Оружейную палату. В том же году икона была реставрирована Е.И. Брягиным (в настоящее время находится в Успенском соборе Московского Кремля). Вторая икона, список «в меру и подобие», появилась либо в период реставрации Владимирской иконы в 1514 г., либо вскоре после этого. Она была написана как новая наместница древней святыни и точно повторяет поновлённый древний образ (исследователи полагают, что была использована прорись). Для воссоздания в списке облика оригинала в её золотом окладе с двунадесятыми праздниками на полях списка также поместили эти изображения, выполненные красками, между праздниками – образы вселенских и русских святителей, указывающие на принадлежность иконы митрополичьему собору. На обороте иконы (так же как на древнем оригинале) изображён престол с орудиями Страстей (красочный слой XVII в.). Иконографическая программа могла быть составлена митрополитом Варлаамом; исследователи полагают, что её автором был один из мастеров, создававших в 1513–1514 гг. росписи Успенского собора. Согласно описям XVII в., на иконе был серебряный сканый оклад. В описи начала XVII в. сказано, что на окладе имелась «подпись» митрополита Симона. В этом сообщении содержится ошибка; переписчик не разобрал надпись (в описи не воспроизведена), в которой, как полагают исследователи, было указано имя митрополита Варлаама, архимандрита Симонова монастыря. В первой половине XVII в. икона помещалась в киоте на амвоне, против царских врат, рядом с образом «Умиление» («Владимирская») в золотом окладе; во второй половине XVII в. её перенесли в Петропавловский придел. Этот образ носили в плохую погоду в крестных ходах вместо древней чудотворной иконы. В 1917–1925 гг. икона была раскрыта из-под записей. В настоящее время находится в Успенском соборе в киоте, с левой стороны от царских врат (на том месте, где до 1917 г. стояла чудотворная Владимирская икона). В придворном царском храме Благовещения в пядничном ряду иконостаса, сформированном в XVII в., были собраны богато украшенные небольшие иконы-пядницы, принесённые сюда из Образной палаты (хранилища икон) и Казны (многие из них принадлежали предкам царей, являлись древними святынями).

 



 
PR-CY.ru