ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ - Страница 14

Наибольшее развитие представление о сакральном содержании княжеской и царской власти получило в эпоху царя Иоанна IV Васильевича (1548–1584 гг.), когда эта власть рассматривалась как «подвиг и долг перед своим народом, в первую очередь, в сохранении веры, Церкви, Святой Руси»; Владимир Святославич начал восприниматься как воплощение идеала православного государя. Автор «Казанского летописца» проводит аналогию между деяниями Крестителя Руси и царя Иоанна Грозного: Владимир Святославич «иногда Греческую землю ратовав, и обрете, яко свещу на светиле, истинную православную веру, и тою нас всех просвети... Тако же и государь наш... брався и Божиею милостию одоле врагов, и нас всех свободи... от Змаилтескаго нашествия от Казанскихъ бесермен». Знаменательно, что, молясь в Коломне о победе своего войска, царь обращается с просьбой о заступничестве, в первую очередь, к Владимиру Святославичу, а потом к князьям Борису и Глебу, называя их «богосадной отраслью» святого. С XVI в. активно разрабатывается тема родства московских правителей из рода Рюриковичей, потом Романовых и князей Киевской Руси. В идеологии Иоанна IV Грозного святость русских князей призвана была укрепить авторитет царской власти. В Книге Степенной царского родословия жития княгини Ольги, Владимира Святославича, князей Бориса и Глеба открывают первую степень генеалогии русских правителей; перечисление имён этих святых как прародителей московских царей встречается во многих официальных документах XVI в. Родство царя Иоанна Грозного с Владимиром Святославичем стало одним из аргументов принятия им царского титула: «Государь наш зовётся царём потому: прародитель его, великий князь Владимир Святославич, как крестился сам и землю Русскую крестил, и царь греческий и Патриарх венчали ево на царство Русское, и он писался царём, а как преставился, инои образ ево на иконах пишут царём». Своё зримое воплощение эта тема получила в росписях домовых храмов и палат Кремлёвского дворца, в изображениях родословного древа русских государей – композициях, получивших наибольшее распространение со второй половины XVII в., после присоединения Украины к России (1654 г.). В XVI в. крестильное имя Владимир распространяется в боярской и дворянской среде (Владимир Святославич был небесным покровителем старицкого князя Владимира Андреевича, двоюродного брата царя Иоанна Грозного). Владимир Святославич изображён в пророческом ряду на кайме плащаницы 1561 г. из Успенского собора Московского Кремля, вышитой в мастерской княгини Евдокии (Евфросинии) Старицкой (впоследствии эта плащаница стала образцом для многих памятников русского шитья). Над могилой Владимира Ивановича Воротынского, участника взятия Казани, погребённого в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре, в 1554 г. на средства его вдовы была построена церковь во имя Владимира Святославича, ставшая впоследствии фамильной усыпальницей князей Воротынских. В XVI – начале XVIII в. храмов и престолов во имя Владимира Святославича было освящено немного: в 1536 г. «на полатех» новгородской церкви во имя свв. князей Бориса и Глеба в Плотниках, построенной в 1377 г., существовал придел во имя Владимира Святославича, возможно, освящённый раньше; в 1644 г. во имя Крестителя Руси был освящён престол ярославского Успенского собора, построенного вместо сгоревшего в 1504 г. (храм снесён в 1937 г.); в 1704 г. Владимиру Святославичу был посвящён верхний храм московской церкви во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба в Зюзине (в 1989 г. в храме возобновлены богослужения). В эпоху Российской империи почитание Владимира Святославича приобрело подчёркнуто государственный характер. 1 октября 1789 г. в Санкт-Петербурге во имя Владимира Святославича освящён главный престол нового храма, построенного на месте церкви во имя святителя Николая «на Мокруше». В 1825 г., во время посещения Севастополя императором Александром I (1801–1825 гг.), по докладу главнокомандующего Черноморским флотом Алексея Самуиловича Грейга (1775–1845 гг.) было принято решение о сооружении в Херсонесе храма в память о Крещении Руси. В 1842 г. по инициативе адмирала Михаила Петровича Лазарева (1788–1851 гг.) было решено возвести собор во имя Владимира Святославича не в Херсонесе, а на центральном холме Севастополя. Закладка собора (по проекту архитектора Константина Андреевича Тона) состоялась 15 июля 1854 г. Ещё не достроенный, он стал памятником русской воинской славы, в склепе нижнего храма, освящённого в 1881 г. во имя святителя Николая Чудотворца, были похоронены адмиралы М.П. Лазарев, В.А. Корнилов, В.И. Истомин, П.С. Нахимов и другие участники обороны Севастополя в ходе Крымской войны 1853–1856 гг. В 1888 г. состоялось освящение верхнего храма собора во имя Владимира Святославича (в 1932 г. собор был закрыт, богослужения в нём возобновились в 1991 г.). В 1850 г. в соответствии с указом Святейшего Синода о возрождении в Крыму древних святых мест в Херсонесе открылся мужской монастырь во имя Владимира Святославича. Во время Крымской войны первые монастырские постройки были уничтожены, обитель возродилась после окончания войны на средства севастопольских купцов Телятниковых. С 1858 г. в день памяти Крестителя Руси от Адмиралтейского собора Севастополя к монастырю ежегодно совершался крестный ход.

 



 
PR-CY.ru