Словарь по христианству В ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ

ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ

ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ, в христианстве Василий (около 960 – 1015 гг.) – великий киевский князь (978–1015 гг.), креститель Руси, сын киевского князя Святослава Игоревича (около 960–972 гг.), внук равноапостольной киевской княгини Ольги (ум. в 969 г.); равноапостольный; память 15 июля и 10 октября – в Соборе Волынских святых. Главным источником сведений о нём является древнерусский летописный свод начала XII в. – «Повесть временных лет…» (ПВЛ), которая объединяет летописные заметки и ранние житийные предания о князе. Однако исследователи считают, что этот корпус сведений сложился раньше, т.к. частично он содержится в Начальном своде, созданном, по гипотезе известного русского филолога Алексея Александровича Шахматова (1864–1920 гг.), в 1090 гг. и отразившемся в Новгородской I летописи младшего извода. Исследователи также полагают, что к началу XII в. в своей основе также относится «Память и похвала Иакова Мниха», которая в Краткой редакции является древнейшим собственно житийным произведением о Владимире Святославиче и включает в себя (сверх того) древний краткий летописчик со сведениями, иногда заметно отличающимися от ПВЛ. В рукописной традиции более распространено другое житие Владимира Святославича, среди многочисленных списков которого исследователи выделяют четыре древнейшие разновидности (помимо смешанных компилятивных форм): Проложное житие (старшие списки относятся к XIII в., само житие, как полагают исследователи, составлено в третьей четверти XII в.); «Обычное житие», существующее в Пространной (древнейший список – Мусин-Пушкинский 1414 г.) и Краткой редакциях (старшие списки – начала XVI в.); «Слово о том, како крестися Владимир, возмя Корсунь» (в составе Киево-Печерского патерика Феодосиевской редакции и в отдельных списках первой половины – середины XV в.), Легендарное житие (в Плигинском сборнике XVII в., памятник, как полагают исследователи, старше первой половины XV в.). Рассказ «Обычного жития» в целом совпадает с летописным, хотя более сжат (отсутствуют «Речь философа» и др.). В то же время он содержит некоторые неизвестные летописи детали (послы Владимира Святославича пребывают в Царьграде восемь дней, осада Корсуни длится шесть месяцев и т.п.), а также заключительный молитвенный призыв к равноапостольному Константину и Владимиру Святославичу избавлять от бед «люди... греческыя и рускыя». Житийные тексты о нём изданы и изучены недостаточно, поэтому исследователи не могут с определённостью ответить на вопрос, зависит ли житийный рассказ от летописного, или же они перерабатывают какой-то общий источник. Некоторые отсутствующие как в ПВЛ, так и в Житии детали о крещении Владимира Святославича и киевлян находятся в разных редакциях его Проложного жития. Так называемый Церковный устав св. Владимира, дошедший в многочисленных редакциях, которые восходят (согласно историку Ярославу Николаевичу Щапову; 1928–20011 гг.) к общему архетипу XII в., имеет в первоначальной основе установления эпохи Владимира Святославича. Согласно исследователям, довольно разнообразные свидетельства о нём содержатся в латиноязычных памятниках – послании к германскому королю Генриху II архиепископа-миссионера Бруно Кверфуртского (1008 г.) и хронике саксонца Титмара (Дитмара) Мерзебургского (1012–1018 гг.). В прочих содержатся почти только сведения о внешнеполитических обстоятельствах крещения Владимира Святославича: в византийской хронике Иоанна Скилицы (создана на рубеже XI–XII вв., но использовала достоверные источники второй половины X в.), в арабо-сирийской хронике весьма осведомлённого Яхьи Антиохийского (ум. около 1066 г.), в сочинении араба Абу Шоджи ар-Рудравери (ум. в 1095 г.), в армянской хронике Степаноса Таронеци (начало XI в.). Год рождения Владимира Святославича исследователям неизвестен. Они считают, что на уникальное сообщение «Летописца Переяславля Суздальского» (XIII в., сохранился в единственном списке третьей четверти XV в.) о 73 годах как возрасте князя ко времени его кончины полагаться трудно по неясности происхождения этой информации и (главное) по сбивчивости хронологии «Летописца» (так, смерть Владимира Святославича датирована в нём 6543 г., т.е. 1035 г.). Подсчёты на основании возраста Святослава (родился за 3–5 лет до гибели своего отца, киевского князя Игоря, которая произошла не раньше зимы 944/945 г.) и более или менее надёжных фактов биографии самого Владимира Святославича (рождение старшего сына князя Вышеслава не позднее 978 г. и др.) приводят к приблизительному разбросу дат от 955 до 963 гг., причём наиболее вероятной для исследователей выглядит дата около 960 г. Такому их заключению вряд ли противоречит известие Титмара, что Владимир Святославич умер «глубоким стариком» («decrepitae aetatis») и «ветхим деньми» («plenus dierum»), поскольку впечатление от возраста около 55 лет (и без того весьма почтенного по понятиям Средневековья) могло усугубляться необычайной длительностью киевского княжения Владимира Святославича – без малого 40 лет. Его матерью, согласно ПВЛ, была «ключница» княгини Ольги Малуша, дочь некоего «Малъка Любечанина» (т.е. уроженца г. Любеча близ впадения Десны в Днепр).

 



 
PR-CY.ru