РЕФОРМАЦИЯ - Страница 19

Королевская власть при Сигизмунде I (1506–1544 гг.) строго преследовала нововеров. Сигизмунд II Август (1544–1572 гг.) относился к ним терпимо, и даже не раз делались попытки толкнуть его на путь английского короля Генриха VIII. Польская шляхта не сочувствовала лютеранству за его немецкое происхождение и его монархический характер. К её стремлениям гораздо больше подходил кальвинизм, с его аристократическо-республиканским характером и допущением в церковное управление светского элемента, в лице старейшин (сеньоров). Жан Кальвин вступил в переписку с поляками, между которыми в середине 1550 гг. возникла даже мысль пригласить его в Польшу. В качестве устроителя церкви в Польше поляки пригласили своего соотечественника, кальвиниста Яна Лаского (1456–1531 гг.). Шляхетский характер польской Реформации исследователям ставится ясным и из того, что право на религиозную свободу польские протестанты выводили из своей шляхетской вольности. Реформируя церкви в своих имениях, помещики заставляли крестьян отдавать им самим десятину, которая прежде была вносима католическому клиру, и требовали, чтобы их подданные посещали протестантское богослужение. Рационалистическое сектантство в Польше тоже имело аристократический характер (см. Социнианизм). Наибольшей силы польская Реформация достигла в 1550–1560 гг., а с 1570 гг. уже начинается католическая реакция. В Литве Реформация имела ту же судьбу. Чехия и Венгрия в самом начале эпохи Реформации попали под власть династии Габсбургов, во владениях которой (при двух ближайших преемниках Карла V) протестантизм распространялся почти беспрепятственно. Ко времени вступления на престол Рудольфа II (1576 г.) почти всё дворянство и почти все города Нижней и Верхней Австрии исповедовали протестантскую веру; протестантов было много и в Штирии, Каринтии, Крайне. В Чехии особенно сильны были гуситы (см. Утраквизм), а в Венгрии – лютеранство среди немецких колонистов (и отчасти среди славян) и кальвинизм среди мадьяр; вследствие чего он здесь назывался «мадьярской верой». В обеих странах протестантизм получил чисто политическую организацию. В Чехии, в силу «грамоты величества» (1609 г.), протестанты имели право выбирать себе 24 дефенсора, созывать своих представителей, содержать войско и налагать подати для его содержания. Эту грамоту Рудольф II дал чехам, чтобы удержать их за собой, когда остальные его подданные от него отложились: в Габсбургских владениях (как и в других государствах) тогда происходила борьба земских чинов с королевским абсолютизмом. Вскоре после того взаимные отношения сословий и короля обострились, и в Чехии произошло восстание, ставшее началом Тридцатилетней войны (1618–1648 гг.), во время которой чехи утратили политическую свободу и подверглись страшной католической реакции. Судьба протестантизма в Венгрии была более благоприятной: он не был подавлен как в Чехии, хотя и венгерским протестантам неоднократно приходилось выдерживать сильные гонения. В южно-романских странах были лишь единичные отпадения от католической церкви, и Реформация не получила политического значения. В 1530 гг. среди кардиналов были люди (Контарини, Садолет), думавшие о реформе церкви и переписывавшиеся с соратником Лютера Филиппом Меланхтоном (1497–1560 гг.); даже в курии была партия, стремившаяся к примирению с протестантами, а в 1538 г. была назначена особая комиссия для исправления церкви. Вышедшее в свет в 1540 г. сочинение «Del Beneficio del Cristo» было составлено в протестантском духе. Это движение было задавлено реакцией, начавшейся в 1540 гг. В Испании связь с Германией, установившаяся вследствие избрания Карла V в императоры, содействовала распространению сочинений Мартина Лютера. В середине XVI в. здесь существовали тайные протестантские общины в Севилье, Вальядолиде и некоторых других местах. В 1558 г. властями случайно было открыто одно из таких протестантских сообществ. Инквизиция тотчас произвела массу арестов, и Карл V, бывший тогда ещё в живых, потребовал самого строгого наказания виновным. Сожжение осуждённых инквизицией еретиков происходило в присутствии Филиппа II, его побочного брата Дона-Хуана Австрийского и сына, Дона Карлоса. Даже примас испанский, Толедский архиепископ Варфоломей Карранза, на руках которого скончался Карл V, был арестован (1559 г.) за склонность к лютеранству, и только папское заступничество спасло его от костра.

 



 
PR-CY.ru