РЕФОРМАЦИЯ - Страница 14

Дальнейшее развитие получила швейцарская Реформация в Женеве, куда протестантизм проник из немецких кантонов и где вызвал целую политическую революцию. В 1536–1538 и 1541–1564 гг. в Женеве жил Жан Кальвин (1509–1564 гг.), который дал новую организацию местной церкви и сделал из Женевы главный оплот протестантизма. Отсюда кальвинизм распространился на многие страны. Сегодня протестанты в Швейцарии (большинство – кальвинисты) составляют около 45% населения. Вне Германии и Швейцарии Реформация раньше всего была принята гроссмейстером тевтонского ордена Альбрехтом Бранденбургским (1490–1568 гг.), который в 1525 г. секуляризировал орденские владения, превратив их в светское герцогство Прусское и введя в них лютеранскую Реформацию. Из Пруссии она проникла в Ливонию. В Дании начало распространения реформационных идей относится к правлению Кристиана II (1513–1523 гг.) и Фредерика I (1523–1533 гг.). Кристиан II в 1520 г. издал указ, запрещавший обращать внимание на папскую буллу против Мартина Лютера и даже пригласил в Копенгаген Карлштадта (Андреаса Боденштейна; 1480–1541 гг.). Когда в Дании произошло восстание, и Христиан II был лишён власти, избранный на его место под именем Фридриха I герцог Шлезвиг-голштинский обязался не допускать в церквах лютеранской проповеди. Но уже в 1526 г. новый король возбудил против себя неудовольствие духовенства несоблюдением постов и выдачей дочери замуж за герцога Прусского, только что переменившего веру и секуляризовавшего владения тевтонского ордена. На сейме в Оденсе (1526–1527 гг.) Фридрих I предложил духовенству получать утверждение в духовном сане и пожалование прелатурами не от папы, а от архиепископа Дании, и вносить в государственную казну деньги, раньше высылавшиеся в Римскую курию. Дворянство прибавило к этому требование не отдавать впредь земель под залог или в пользование церквам и монастырям. Епископы, со своей стороны, выразили желание, чтобы им дано было право наказывать отступавших от католических догматов. На это король не согласился, заявив, что «вера свободна», и что нельзя «заставить кого бы то ни было верить так или иначе». Вскоре Фридрих I начал назначать на епископские должности угодных ему лиц, и в 1529 г. протестантизм утвердился в самой столице. Фридрих I сумел воспользоваться настроением партий, чтобы сделаться господином положения. Он стал отдавать в ленное владение дворянам монастыри, насильно изгоняя из них монахов, но в то же время не давал большой воли новым проповедникам, опасаясь настроения низших классов населения, продолжавших тяготеть к Кристиану II. Так было подготовлено полное введение Реформации в Дании, состоявшееся уже после смерти Фридриха I. В 1530 гг. Кристиан III (1503–1559 гг.) провёл королевскую лютеранскую Реформацию, использовав её в своих политических целях. Насильственное осуществление лютеранской Реформации в Норвегии (1536 г.) и Исландии (1540 г.), подвластных Дании, было использовано для усиления там датского господства. Введение королевской Реформации в Швеции, освободившейся при Густаве I Ваза (1496–1560 гг.) от датского господства, произошло на общешведском церковном Соборе 1529 г. в Эребру. Густав I Ваза был возведён на престол народным движением, когда среди шведов уже появились свои проповедники лютеранства – Олаф и Лаврентий Петерсоны и Лаврентий Андерсон. Густав I Ваза, помышлявший о секуляризации церковных земель, стал оказывать покровительство лютеранам, начал (помимо папы) назначать на епископские места и поручил шведским реформаторам сделать перевод Библии. В 1527 г. он созвал в Вестеросе сейм (с представителями городского и крестьянского сословий) и потребовал, прежде всего, увеличения средств государственной казны. Встретив противодействие, он объявил, что отрекается от престола. Между сословиями начались распри. Дело кончилось тем, что они согласились на нововведения, которых требовал король, пожертвовав ему духовенством. Епископам было вменено в обязанность помогать королю деньгами и передать ему свои замки и крепости. В распоряжение короля было отдано всё церковное имущество, остававшееся за вознаграждением духовных лиц. Над монастырями был поставлен королевский чиновник, который должен был отбирать в казну излишек доходов с их имений и определять число монашествующих.

 



 
PR-CY.ru