РЕФОРМАЦИЯ - Страница 12

Гуманистическое направление, возникшее было в среде немецкой нации, ещё раньше стало уступать место схоластическому направлению, восторжествовавшему в лютеранской теологии. Мёртвый формализм всё больше и больше овладевал умами, суживая религиозные вопросы, внося в их разработку схоластицизм, выдвигая на первый план мелочи. Помимо теологических вопросов мало чем интересовались в то время, так что уже тогда в протестантском мире начиналось то понижение культуры, которое окончательно было произведено католической реакцией и Тридцатилетней войной. Вражда, с какой Лютер встретил цвинглианство, была теперь перенесена на кальвинизм, который стал быстро распространяться в Германии, хотя Аугсбургский мир давал равноправие с католиками только лютеранам, исключив из неё реформатов. После смерти Мартина Лютера главным представителем лютеранства стал Филипп Меланхтон. Его уступчивость кальвинистам не только в безразличных формальностях, но и в толковании евхаристии вызвала против него и его последователей оппозицию правоверных лютеран. Её центром сделался Йенский университет. Лютеранским раздорам соответствовали кальвинистские в Пфальце, где фанатики обвиняли своих противников в социанизме. Когда умер Пфальцский курфюрст Фридрих III, который ввёл у себя кальвинизм, а его преемник, Людвиг, возвратился к лютеранству, его главные богословские представители составили «формулу согласия», в духе строгой ортодоксальности, и предложили её князьям и городам. Она была принята далеко не всеми, но это не помешало обнародовать её в Дрездене (1580 г.) с подписями 86 государей и городских правительств. Её введение сопровождалось новыми преследованиями несогласных. Такое состояние протестантизма было как нельзя лучше на руку католической реакции. Сегодня протестанты в Германии (большинство – лютеране) составляют около 45% населения. Реформация в немецкой Швейцарии началась одновременно с германской Реформацией. Здесь возникло учение Ульриха Цвингли, распространившееся и в западной Германии, но не получившее там такого значения, какое выпало на долю Аугсбургскому исповеданию. Между обеими Реформациями было большое различие: в сравнении с теологом и мистиком Мартином Лютером, Ульрих Цвингли был, скорее, гуманистом и рационалистом, а швейцарские кантоны (в противоположность большей части германских земель) были республиками. С другой стороны, в обеих странах религиозный вопрос решался в ту или другую сторону каждым княжеством, каждым кантоном отдельно. Параллельно с делом церковной реформы и под её знаменем и в Швейцарии решались чисто политические и социальные вопросы. Швейцарский союз, возникший в конце XIII и начале XIV вв., складывался постепенно. Первоначальные кантоны (Швиц, Ури, Унтервальден), а за ними и те, которые были старейшими членами союза (Цуг, Берн, Люцерн, Гларус), пользовались в нём некоторыми привилегиями по сравнению с присоединившимися впоследствии. К таким кантонам, поставленным в менее выгодные условия, принадлежал, между прочим, и Цюрих. Политическое неравенство отдельных частей швейцарского союза вызывало взаимные неудовольствия. Другим больным местом швейцарской жизни было наёмничество, которое вносило деморализацию и в правящие классы, и в народную массу. Патрициат, в руках которого была власть, пользовался пенсиями и подарками государей, искавших союза со Швейцарией, и торговал кровью своих сограждан. Нередко из-за этого он разделялся на враждебные партии, вследствие интриг иностранных правительств. С другой стороны, в наёмниках, шедших служить чужим государям, развивались пренебрежение к труду, страсть к лёгкой наживе, наклонность к грабежу. Наконец, не было никакой гарантии против того, чтобы швейцарским наёмникам не случилось сражаться во враждебных армиях. Церковная и политическая реформы объединились в Швейцарии таким образом: на сторону обеих стали общественные элементы, желавшие перемен: младшие кантоны и демократические классы населения, тогда как старые кантоны (Швиц, Ури, Унтервальден, Цуг, Люцерн, с Фрейбургом и Валлисом) и патрицианские олигархии ополчились на защиту старой церкви и прежнего политического устройства.

 



 
PR-CY.ru