РЕФОРМАЦИЯ - Страница 13

Цвингли выступил сразу в роли и церковного, и государственного реформатора. Он находил крайне несправедливым положение вещей, при котором старые кантоны (маленькие и невежественные) имели в общем сейме такое же значение, как и большие, могущественные и образованные города. Вместе с тем он выступил с проповедью против наёмничества (см. Цвингли Ульрих). Его реформа была принята Цюрихом, а оттуда распространилась и в другие кантоны: Берн (1528 г.), Базель, Санкт-Галлен, Шафгаузен (1529 г.). В католических кантонах началось преследование цвинглиан, в евангелических подавлялось сопротивление католиков. Обе стороны искали союзников за границей. В 1529 г. старые кантоны заключили союз с Габсбургами и с лотарингским и савойским герцогами, реформированные – с некоторыми имперскими городами Германии и с Филиппом Гессенским. Это был первый пример международных договоров, в основу которых были положены вероисповедные отношения. У Цвингли и Филиппа Гессенского был даже более широкий план – образовать против Карла V коалицию, в которую вошли бы ещё Франция и Венеция. Цвингли видел неизбежность вооружённой борьбы и говорил, что следует бить, если не хочешь быть битым. В 1529 г. между враждебными сторонами был заключён (в Каппеле) земский мир. Религиозный вопрос предоставлялся свободному усмотрению отдельных кантонов. Во владениях, находившихся под общим союзным управлением, каждая община большинством голосов должна была решить вопрос о своём вероисповедании; при этом реформатская проповедь в католических кантонах не допускалась. В 1531 г. в Швейцарии вспыхнула междоусобная война: цюрихцы были побеждены при Каппеле, и в этой битве пал сам Ульрих Цвингли. Если по договору 1529 г. католические кантоны были вынуждены отказаться от иностранных союзов и заплатить военные издержки, то теперь этому условию должны были подчиниться реформированные; но постановление о вере сохранило свою силу. В целом цвинглианская Реформация получила более радикальный характер, чем Реформация лютеранская. Цвингли не успел придать своей реформе вполне законченного вида. Он уничтожал всё, что не основывалось на Священном Писании; Лютер сохранял всё, что Священному Писанию прямо не противоречило. Это выразилось, например, в культе, который в цвинглианстве гораздо проще, чем в лютеранстве. Гораздо свободнее, чем Лютер, Цвингли толковал и Священное Писание, применяя приёмы, которые были в ходу в гуманистической науке, и признавая более широкие права за человеческим разумом. В основу церковного устройства цвинглианством был положен принцип общинного самоуправления, в отличие от лютеранской церкви, подчинившейся княжеским консисториям и канцеляриям. Целью Цвингли было снова призвать к жизни первобытные формы христианской общины. Для него церковь – общество верующих, не имеющее особого духовного начальства. Права, принадлежавшие в католицизме папе и иерархии, переносились у Цвингли не на князей, как у Лютера, а на всю общину. Он даёт ей даже право смещения светской (выборной) власти, если та требует чего-либо противного Богу. В 1528 г. Цвингли учредил синод, в виде периодических собраний духовенства, на которые допускались и депутаты от приходов или общин, с правом жаловаться на учение или поведение своих пастырей. Синодом решались также разные вопросы церковной жизни, подвергались испытанию и назначались новые проповедники и т.п. Такое учреждение установилось и в других евангелических городах. Образовались также союзные евангелические съезды, т.к. постепенно вошло в обычай решать общие вопросы совещаниями лучших богословов и проповедников. Это синодально-представительное управление было отлично от консисториально-бюрократического, установившегося в лютеранских княжествах Германии. Впрочем, и в цвинглианстве светская власть (в лице городских советов) получала фактически широкие права в религиозных делах, и религиозная свобода признавалась не за отдельным лицом, а за целой общиной. Иначе говоря, цвинглианская Реформация передавала республиканскому государству те же права над отдельной личностью, которые лютеранство переносило на монархическое государство. Цюрихские власти, например, не только вводили цвинглианское вероучение и богослужение, но и запрещали проповедовать против принятых ими пунктов. Они вооружились против анабаптистской проповеди, изгнанием, тюремным заключением и даже казнями стали преследовать сектантов.

 



 
PR-CY.ru