РЕФОРМАЦИЯ - Страница 16

С последней оговоркой приняла новый королевский титул и Йоркская конвокация, заявившая сначала, что в светских делах король и без того глава, в духовных же главенство его противно католической вере. Итогом этого процесса был акт 1534 г. о верховенстве (act of supremacy), в силу которого король стал главой англиканской церкви, поэтому должен пользоваться всеми титулами, почестями, достоинствами, привилегиями, юрисдикцией и доходами, свойственными этому званию. Королю предоставлялось право и власть производить визитации, реформировать, исправлять, укрощать и подавлять заблуждения, ереси, злоупотребления и беспорядки. Однако Реформация в Англии не отказалась полностью от католического наследия. Была сохранена иерархическая структура церкви, в культе и вероучении были оставлены многочисленные элементы католицизма. Но перед королем, признанным главой церкви, открылась возможность реформировать религию и произвести секуляризацию монастырской собственности, что произвела переворот в поземельных и социальных отношениях в Англии. Значительная часть конфискованных имений была роздана королём новому дворянству; это создало целый класс влиятельных защитников церковных перемен. Архиепископ Томас Кранмер (1489–1556 гг.), сочувствовавший лютеранству, хотел произвести в англиканской церкви соответственные изменения, но ни король, ни высшее духовенство не проявили к этому интереса. В царствование Генриха VIII изданы были четыре распоряжения, во что должны веровать его подданные: «Десять статей» 1536 г., «Наставление христианина» (или епископская книга того же года), «Шесть статей» 1539 г. и «Необходимое учение и наставление христианина» (или королевская книга 1544 г.). При всём своём тяготении к католическим догматам и обрядам, Генрих VIII не был, однако, постоянен в своих решениях: он находился то под влиянием противников папства (Кромвеля, Кранмера), то под влиянием тайных папистов (епископа винчестерского Гардинера, кардинала Поля). Сообразно с этим менялись его взгляды, всегда находившие поддержку послушного парламента. В целом, до падения Фомы Кромвеля (казнённого в 1540 г.), королевская политика имела больше антикатолический характер, но «Шесть статей» сильно склонялись к католическим понятиям и учреждениям, санкционируя даже монашеские обеты – после уничтожения монастырей (они вводились с такой жестокостью, что их прозвали «кровавыми»). Одинаково преследовались и паписты, и настоящие протестанты. При преемнике Генриха VIII, Эдуарде VI (1547–1553 гг.), произошло окончательное установление англиканской церкви, существующей поныне, с лёгкими изменениями, в том виде, какой она приобрела около 1550 г. Верховенство короля было сохранено, но «Шесть статей» отменены и заменены новыми «Статьями веры» (1552 г.), к которым следует ещё прибавить утверждённый парламентом «Общий служебник». Догматическое учение англиканской церкви было приближено Кранмером к лютеранскому, но при королеве Елизавете (1558–1603 гг.) в нём были сделаны изменения в кальвинистическом духе (в целом, англиканская церковь носит на себе следы компромисса между католицизмом и протестантизмом). В кратковременное царствование Марии Кровавой (1553–1558) была сделана попытка реставрации католицизма, сопровождавшаяся новым религиозным террором. Елизавета восстановила церковь своего отца и брата. В её царствование стал развиваться пуританизм,  из которого уже в 1580 гг. стало выделяться сектантство (будущие индепенденты). Таким образом, в Англии рядом с королевской Реформацией произошла и Реформация народная. При создании Англиканской церкви главную роль играли мотивы нерелигиозного свойства, поэтому при определённых условиях могла она сделаться национальной, могла утвердиться в жизни народа как церковь государственная. Но она не была достаточно «очищена», чтобы удовлетворить настоящих протестантов, не была настолько проникнута внутренней религиозностью, чтобы действовать на ум и чувство отдельного человека. Она была создана, скорее, для удовлетворения потребностей государства, чем для удовлетворения духовных запросов отдельной личности. Между тем, Англия тоже была задета религиозным движением века. Тем, кого католицизм больше не удовлетворял, предстояло выбирать между англиканизмом и пуританизмом.

 



 
PR-CY.ru