РЕФОРМАЦИЯ - Страница 15

За своё содействие дворяне вознаграждались церковными и монастырскими ленами, отошедшими от них после 1454 г. Сначала король довольствовался частью доходов с церковных земель, но потом наложил на них более тяжёлые сборы, начав, вместе с тем, назначать священников помимо епископов и запретив последним (1533 г.) производить какие бы то ни было реформы в церкви без его согласия. В заключение он ввёл в Швеции новую систему церковного устройства, учредив (1539 г.) должность королевского ординатора и суперинтенданта, с правом назначать и сменять духовных лиц и ревизовать церковные учреждения, не исключая епископов (должность епископов была сохранена, но власть их была ограничена консисториями; епископы остались и членами сейма). В результате Реформация была введена в Швеции мирными средствами, и никто за веру казнён не был; даже очень редко подвергали удалению от должностей. Однако когда тяжёлые налоги возбудили в народе неудовольствие, этим воспользовались некоторые духовные лица и дворяне, чтобы поднять мятеж, но он был скоро подавлен. Из Швеции лютеранство перешло и в Финляндию. На сегодня протестанты в Скандинавии составляют значительное большинство. По стопам датского и шведского королей вскоре пошёл и английский король, и Реформация в Англии была проведена под давлением правящего монарха. Уже в конце Средних веков в Англии существовала сильная национальная, политическая и социальная оппозиция церкви, проявлявшаяся и в парламенте, но сдерживаемая правительством, которое старалось жить в мире с Римом. В некоторых кругах происходило ещё с XIV в. и религиозное брожение (см. Лолларды). Были в Англии в самом начале XVI в. и настоящие предшественники Реформации, например, глава оксфордского кружка гуманистов Джон Колет (1467–1519 гг.). Когда в Германии и Швеции началась Реформация, в Англии царствовал Генрих VIII Тюдор (1509–1547 гг.), сначала относившийся крайне враждебно к новой «ереси». Но ссора с папой Римским из-за развода с женой толкнула его на путь Реформации. Однако при нём отторжение Англии от Рима не сопровождалось какой-либо ясной идеей о реформе церкви: в стране не нашлось человека, который мог бы сыграть роль Лютера, Цвингли или Кальвина. Люди, помогавшие Генриху VIII в его церковной политике (Фома Кромвель и Кранмер; первый в качестве канцлера, второй в качестве Кентерберийского архиепископа), были лишены творческой идеи и не имели около себя кружка лиц, которые бы ясно понимали цели и средства религиозной реформы (сам король сначала думал только об ограничении папской власти в юридическом и финансовом отношениях). Первые попытки в этом смысле были сделаны в 1529–1530 гг., когда парламентским статутом было запрещено духовным лицам приобретать папские диспенсации и лиценции на соединение нескольких бенефиций и жительство не в месте своего служения. Вскоре были уничтожены аннаты, и было объявлено, что в случае папского интердикта никто не вправе приводить его в исполнение. Парламент 1532–1533 гг. определил, что Англия – самостоятельное королевство, король – его верховный глава в делах светских, а для религиозных дел ей достаточно собственного духовенства. Парламент 1534 г. постановил, что противящийся папе Римскому не должен считаться еретиком, отменил апелляции к папе и уничтожил всякое его влияние на назначение архиепископов и епископов в Англии. Оксфордский и Кембриджский университеты по этому вопросу в 1534 г. ответили, что по Священному Писанию римский епископ не имеет в Англии никакой особенной власти. Церковные собрания Кентерберийского и Йоркского округов составили постановления в том же смысле; аналогичные заявления были сделаны отдельными епископами, капитулами, деканами, приорами и т.п. В 1536 г. парламент прямо запретил, под страхом наказания, защищать папскую юрисдикцию в Англии. Вместо молитвы за папу было введено прошение: «Ab episcopi romani tyrannide libera nos, Domine!» С другой стороны, уже в 1531 г. Генрих VIII потребовал от духовенства, чтобы его признавали «единственным покровителем и верховным главой церкви и клира в Англии». Конвокация (общее собрание духовенства) Кентерберийского округа была смущена таким требованием и лишь после долгих колебаний согласилась признать короля протектором, господином и даже (насколько позволяет закон Христов) главой церкви.

 



 
PR-CY.ru