РЕЛИГИЯ - Страница 10

Такая классификация способствует более глубокому осмыслению сущности религии как в историческом, так и в теоретическом плане, причинно-следственных связей, обусловленности возникновения, развития, роли в обществе. Религиоведение рассматривает религию как явление, обусловленное, прежде всего, общественными условиями жизни людей, комплексом социальных факторов, которые, определённым образом преломляясь в общественном сознании, принимают формы религиозных идей, представлений, образов и т.д. Эти проблемы являются компетенцией социологии религии – одной из теоретических основ предмета религиоведения. Тяжёлые условия жизни, в особенности зависимость людей от стихийных сил природы в древности и социальный гнёт в классовом обществе, непрерывно порождали и воспроизводили определённые устойчивые, стабильно проявляющиеся и повторяющиеся психологические состояния. Поскольку в основе всех природных и общественных сил и явлений религия усматривает волю и действие сверхъестественных сил, то у людей формируется особое эмоционально-психологическое отношение к этим силам. На этой основе нарабатывается определённый религиозный опыт, который включает не только веру в существование сверхъестественных сил и существ, но и определённое эмоциональное отношение к ним: особое почитание и любовь, страх и надежду, веру в защиту и спасение и т.д. Таким образом, одним из важнейших элементов религиозного сознания, душевного равновесия и спокойствия верующего становится религиозная психология. Одним из основополагающих аспектов предмета религиоведения является феноменология религии. Её сущность заключается в том, что она (религия) дана человеку в чувственном опыте, в чувственном познании, не поддаётся рациональному или умственному познанию и не подтверждается индивидуальной или общественной практикой. В мире всегда существовало огромное количество религий, сейчас сохранилось и функционирует около двухсот самостоятельных религиозных систем, которые, в свою очередь, распадаются более чем на две тысячи направлений, течений и сект с бесконечным множеством идей, представлений, космогоний, мифов, легенд, преданий, объектов и предметов поклонения и почитания и т.д. Но существуют некие элементы, характерные для всех религий, повторяющиеся, как бы копирующие друг друга. Прежде всего – это вера в существование сверхъестественного, что является краеугольным камнем всех без исключения религий. Но в каждой религии есть своё особое понимание и восприятие этого сверхъестественного и отношение к нему. Это отношение индивидуально, и оно выступает как субъективный феномен, выражающийся в вере, чувствах, убеждениях и т.д. Субъективные переживания объективируются в молитвах, жертвоприношениях и иных ритуальных действиях, обращённых к объекту поклонения или посвящённых ему. Такое обращение зачастую осуществляется не напрямую, а через посредников в лице святых людей, объектов и предметов, стоящих ближе к высшим силам и способных обеспечить успех более эффективно и быстро. Исследователи отмечают, что каждая религия или секта претендует на монополию истинности своего вероучения, объявляя при этом все другие религии заблуждениями, вследствие чего, как свидетельствует история, постоянно происходили религиозные войны и столкновения, рецидивы которых мы наблюдаем и сегодня.

 



 
PR-CY.ru