РЕЛИГИЯ - Страница 8

Третьим основным методологическим инструментом при изучении религии является философия. Современное религиоведение философично – т.е. феноменологично направлено на постижение «пути веры – внутреннего самораскрытия по отношению к являющемуся в откровении Богу» (Макс Шелер). Феноменология – наука о происхождении, которая как бы возвращает к истоковым началам вероучения. Рассматривая религиозное мировидение как опыт непосредственный и так сказать идеальный, поддающийся интуитивному анализу, религиоведение с полным рациональным правом признаёт его возможность. Поскольку атеизм отрицает саму возможность религии, то философское религиоведение методологически оправдывает религиозное мировоззрение перед лицом современной культуры. Оно сущностно описывает опыт веры, адекватно анализируя опыт человека как самозданную жизнь – движения самочувственной телесности, а внутри неё – самосознание в религиозно окрашенных смыслах. Не ослабевает интерес исследователей и к фактологическому изучению народных религий, где вместо теорий эволюции всё большее значение приобретает критический и трансцедентальный анализ (т.е. изучение самого явления сверхъестественного). По-прежнему действенна социологическая парадигма, в которой популярны концепции секуляризма, экуменизма, десакрализации социального пространства. Не менее актуальна аналитическая школа, поднимающая вопросы зависимости богопознания от лингвистических (языковых) структур, осмысливающая изначальную истину связи особенностей веры и использования языка. В религиоведческой науке применяются антропо-этнографические методы, которые сопряжены с социологическими и психологическими. Все они эмпиричны, исходят из наличия религиозного поведения человека, его чувств и особенностей мышления в той или иной культуре, в том или ином этносе. В XIX–XX вв. был собран огромный материал жизнеописаний племён, целых обществ, их ритуальной и исповедальной практики, основанный на данных экспедиций к аборигенам, расшифровки наскальных рисунков, черепиц и т.д. Однако выводы из таких анализов, помимо явных «фактов мышления» первобытных людей, часто переступали границы очевидного и касались идей происхождения и развития религии, причём под воздействием идей эволюционизма. Таким образом, представления о религиозных верованиях древних изучались как бы сквозь призму современных представлений о религии. Поэтому выводы учёных признаются в каком-то смысле субъективными. Но можно рассматривать религиоведение и как прикладную дисциплину, в тесной связке с историческими событиями того или иного народа, в качестве социокультурного фактора, который влиял на формирование той или иной цивилизации, на формирование государства и юридического права.

 



 
PR-CY.ru