РЕЛИГИЯ - Страница 4

В славянской дохристианской традиции понятием «вера» выражалась твёрдая душевная склонность к истине, праведное предпочтение и богопочитание; в понятие «закон» вложен смысл идейной, нравственной или обрядовой нормы, установленной религиозным сообществом. Оба эти понятия были использованы православными авторами для изложения религиозных воззрений. Представление об экстраординарных явлениях, несовместимых с обыденным опытом, выражается в понятиях «диво» и «чудо». В современной русской культуре заимствованное слово «религия», которое вошло в обиход довольно поздно (около XVIII в.), связано в общеупотребительном смысле, прежде всего, с верой в Бога, набожностью. За очевидными различениями смыслов тех понятий, что соотносятся с современными западными представлениями о религии, стоят различия этнокультурных миров, моделей мышления, социально-исторических реалий, без учёта которых любая попытка выразить общее представление о религии будет вступать в конфликт с конкретными данными. Итак, существует множество определений понятия «религия», но все они фактически сводятся к тому, что существует вера в сверхъестественное, которая порождает определённые действия. Эти действия объединены в понятие «религиозный культ». Поскольку религиозный культ нельзя отправлять в одиночку, то он объединяет единоверцев в те или иные организации, в которых члены общины совместно вырабатывают и претворяют в жизнь единые принципы поведения. В этом смысле религия признаётся в качестве фактора, формирующего социум. Единые принципы поведения предполагают и одинаковые представления о сверхъестественном, которые и составляют вероучение. В основу вероучения заложено понятие о священном, чему необходимо поклоняться из-за почтения, или же из-за страха наказания за это непочтение. Понятие «священное» включает в себя символы, реликвии, храмы; положения вероучения – это святые истины, а наиболее отличившиеся приверженцы причисляются к лику святых; служители культа, совершающие религиозные обряды, – это священнослужители, священники. «Священность», «святость» – это понятие, которое относится к вещам возвышенным, заветным, исключительно значимым и важным, необычайно почитаемым. Поругание святынь (святотатство) люди считают ужасным грехом, недопустимым проявлением безнравственности. Понятие «святое» – синоним понятия «сакральное». Лишение чего-то святости называется десакрализацией. Часто это называют профанацией, хотя профанация – это не лишение чего-то святости, а упрощённые представления о сверхъестественном, сведение этих представлений до уровня обыденного сознания. Понятие о возвышенном связано с понятием о духовном, которое, в свою очередь, связано с понятием «дух». Существует множество определений этого понятия и его происхождения, но все они также сводятся к тому, что существует нечто сверхъестественное в человеке или вне его, которое и является деятельностным, активным началом жизни. Понятие «дух» является основополагающим во всех религиях, хотя и по-разному трактуется. Однако отождествление «религиозного» и «святого» («сакрального») чрезвычайно затрудняет для исследователей критическое обсуждение вопросов религии. Недаром американцы говорят, что в гостях не следует беседовать о религии: какое-нибудь случайное высказывание может быть сочтено за оскорбление святыни.

 



 
PR-CY.ru