РЕЛИГИЯ - Страница 68

В основе коллективных магических действий лежат совокупные интересы группы людей: рода, племени, общины, семьи и т.д. Это, как правило, действия, направленные на преодоление стихийных бедствий, например засухи, там, где редки дожди, или чрезмерного обилия дождей. Джеймс Джордж Фрэзер приводит массу примеров таких ритуалов у народов банту в Южной Африке, у племён мара и диери в Центральной Австралии, у племён эггхиу в Эфиопии, в Индии, Европе и т.д. Большой интерес для исследователей представляют способы, приёмы и предметы, которые используются в магических действиях. Например, у упомянутого племени диери для вызывания дождя используется крайняя плоть, взятая у юноши при обрезании; племена эггхиу каждый год в январе вступают в кровавые схватки друг с другом, деревня с деревней, которые продолжаются целые недели. У некоторых индейских племён силой вызывания дождя обладают близнецы, иные используют огонь. В России дождь иногда вызывали купанием, для чего после церковной службы прихожане валили священника прямо в рясе на землю и поливали его водой. Игнац Гольдциэр (1850–1921 гг.) приводит такой факт: однажды, когда мединцы, вследствие длительного отсутствия дождей, находились под угрозой голода, одна из жён покойного Пророка – Айша посоветовала им проделать отверстие у погребения Пророка, открытое в сторону неба, и налить туда воду. Утверждают, что как только был выполнен её совет, дождь начал лить ручьями. Разумеется, обряды не исчерпываются вызыванием и прекращением дождя. Как отмечал Андрей Юрьевич Григоренко (1949–2015 гг.), «колдовские обряды сопровождали буквально каждый производственный процесс… При этом магические верования тесно переплетались с наблюдениями над природой». Магические действия, таким образом, ориентированы на материальный результат, направлены на то, чтобы заслужить расположение таинственных сил, заставить их работать на себя. Очень популярны магические действия, направленные на восстановление детородной функции. Например, у древней гробницы Святого Юсуфа Дэде в Турции бездетной женщине рекомендуется совершить намаз, принести жертву, затем просунуть руку в одну из множества трещин старой гробницы, вынуть оттуда, что попадёт: жука, червяка, змею, скорпиона, сороконожку, любое живое существо. При этом главным условием обретения счастья материнства является то, что женщина должна проглотить то, что попадёт в руку. По мнению исследователей, это – соединение магии, фетишизма и анимизма: обряд магический, гробница – фетиш, обращаются же к духу захороненного Юсуфа Дэде. Подобные действия с целью исцеления от бесплодия были распространены и в Дагестане. Например, табасаранка должна была протиснуться в высушенную волчью пасть, а рутулка должна была перешагнуть через связанного живого волка. Здесь обнаруживается связь магии с тотемизмом. Магические действия и обряды группируются в зависимости от их направленности, цели применения, степени сложности и т.д. Существует ряд таких классификаций, по одной из которых магические действия подразделяются на следующие виды: 1) лечебная магия, связанная с народной медициной; 2) вредоносная магия, или наведение на врага «порчи»; 3) любовная магия, приворот; 4) промысловая магия – действия охотника для приманивания и поимки зверя; 5) аграрная магия, направленная на повышение урожайности; 6) военная магия, призванная обеспечить победу над врагом. Исполнителями магических обрядов обычно выступают жрецы, знахари, гадалки и т.п. Современные священники иногда тоже применяют магические приёмы – молебен о дожде и урожае, освящение строения и т.п. К древним религиям исследователи относят различные культы: культы предков, вождей, старейшин, культ племенного бога, аграрный культ, культ тайных союзов, шаманизм, нагуализм и др.



 
PR-CY.ru