РЕЛИГИЯ

РЕЛИГИЯ – духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к общественному существованию реальности. Такое предварительное определение, конечно, отнюдь не исчерпывает всей сложности религиозной жизни. История европейской мысли показывает, что многотрудный опыт выведения универсального определения религии за столетия попыток не увенчался полным успехом. Очевидно, что многообразие религиозной жизни не может быть уложено в одну универсальную форму, соответствующую всем исторически существовавшим, индивидуальным и коллективным формам бытия религии. Вопросы о возникновении и сущности религии ставились ещё в глубокой древности. Это было обусловлено развитием рационалистического мышления, обнаружением людьми закономерностей и цикличности в природе, накоплением достоверных знаний об окружающих их предметах, явлениях и процессах. Обнаруживая несоответствия, противоречия между этими реальными знаниями и бытовавшими в сознании религиозными представлениями, древний человек пытался осмыслить своё бытие. А для постановки самого вопроса («почему и как»?) должны были возникнуть предпосылки, определённое критическое отношение к отдельным аспектам религии, сомнения в их достоверности или истинности. Таким образом, сомнение, скепсис выступают основанием для формирования особых систем взглядов на религию, называемых концепциями возникновения и сущности религии. Хотя различные концепции возникновения религии выступают аспектами общей теории свободомыслия, выделение их в самостоятельный предмет рассмотрения представляется исследователям правомерным, поскольку здесь главное внимание сосредоточивается на причинах возникновения религии. Критическое отношение к религиозным представлениям исследователи обнаруживают ещё в первобытной эпохе. Идеи свободомыслия содержат известные папирусные свитки Древнего Египта и Вавилона, философские системы Индии, Китая и т.д. Отправляясь от начального определения религии, исследователи полагают, что целесообразно выявить конкретные значения, которые вкладывали разные культурные традиции в понятии, близкие современным европейским представлениям о религии. У маори, народа Новой Зеландии, существует слово, которое именуется то, что имеет отношение к значимым проявлениям духовной жизни; с ним тесно сопряжены понятия «mana» – «духовная сила», «энергия» и «tapu», обозначающее то, что свято, что находится под особым запретом. В индийской традиции выделяется понятие «дхармы», обозначающее космический принцип бытия, законы поведения человека и социальных групп, истинное знание. Этимологически слово «dharma», по мнению исследователей, произошло от корня «dhr» со значением «поддерживать», в его основе лежит представление о начале, на котором держится порядок, и которое скрепляет все части природного, социального и индивидуального бытия в согласованную целостность. В древности существовало несколько точек зрения на происхождение слова «религия» («religio» – «совестливость», «благочестие», «набожность», «предмет культа»).

 



 
PR-CY.ru