ПРАВОСЛАВИЕ, ортодоксия - Страница 4

Иначе говоря, в его 12 тезисах (членах) провозглашаются: монотеизм и креационизм (вера в единого Бога, сотворившего мир); исповедание Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого тремя ипостасями (личностями) единосущной Троицы; признание того, что Иисус Христос – Бог Сын, что Он предвечно рождён от Отца, несотворён, единосущен Отцу, ради спасения людей сошёл на землю, воплотился «от Духа Свята и Марии Девы» и вочеловечился, был распят, приняв на Себя грехи мира, и погребён, но воскрес и вознёсся на Небеса, и придёт вновь вершить суд над живыми и умершими; исповедание Духа Святого животворящим, олицетворяющим творческую и промыслительную силу Божью и исходящим от Бога Отца. Одним из основных положений христианства вообще и православия в частности является догмат о боговоплощении, который утверждает, что Иисус Христос был Сыном Божьим, воплотившимся и явившимся людям в человеческом облике, чтобы, приняв страдания и смерть как человек, воссесть рядом с Богом Отцом на небесах. Выкуп за грехи людей посредством жертвы, принесённой Иисусом Христом на кресте, называется искуплением, которое позволяет людям надеяться на спасение в день Страшного суда. Иисус Христос будет вершить последний суд, предшествующий установлению Царства Божьего, когда праведники будут вознаграждены, а грешники наказаны. Вера в Воскресение Иисуса Христа, являющаяся одновременно победой и над грехом, и над смертью, обещает воскресение каждому христианину. Существование единого Бога в трёх ипостасях (Отца, Сына и Святого Духа) означает тайну Святой Троицы. Все христиане получают дары Святого Духа. Эти верования, составляющее сущность христианства, сведены в «Символ веры», или «Кредо» (от латинского credo – «верую»). От католической православная догматика отличается отсутствием папистских догматов (о главенстве папы Римского и о его учительной непогрешимости) и тринитарного догмата filioque (об исхождении Духа Святого от Отца и от Сына); признанием только двух мариологических догматов (о приснодевстве Марии и о том, что Мария есть Богородица) и непризнанием остальных мариологических догматов (о непорочном зачатии Девы Марии и о Её воскресении и телесном вознесении на Небеса); иной трактовкой хамартиологических, экклесиологических и прочих догматов, отрицание существования чистилища и сокровищницы сверхдолжных дел. В отличие от дохалкидонитов (монофизитских церквей, отколовшихся от ещё не разделённого христианства около или после 451 г.: Армянской, Коптской, Яковитской и Эфиопской), православные принимают так называемую «богатую» христологию и признают Иисуса Христа единой личностью, но обладающей двумя (божественной и человеческой) природами, волями и действиями («неслиянно», т.е. не образуя одну новую смешанную природу Богочеловека, отличную и от божественной, и от человеческой; «нераздельно», т.е. не образуя двух разных лиц; «неизменно», т.е. и божественная, и человеческая природы, воля и действие не претерпевают в единой личности никаких трансформаций; «неразлучно», т.е. божество и человечество в Иисусе Христе навечно неразлучно соединены с момента Его непорочного зачатия). Тем самым в православии отвергается монофизитство (учение об одной воле), моноэнергетизм (учение об одном действии) и адопционизм (признание в Иисусе человека, усыновлённого Творцом). Тринитарная догматика, принятая православием, была выработана в первые века христианства в ходе богословских споров, в частности с антитринатариями. Согласно православному учению, каждая из трёх ипостасей Святой Троицы обладает всей полнотой божественных свойств, вытекающей из их единой божественной сущности: всеведением, вездесущностью, всемогуществом, возрождением, творением, святостью, способностью очищения от греха людей, промыслительным действием в мире, совершением чудес, предсказанием будущего и т.д. Однако у каждой из ипостасей Святой Троицы имеются и особые отличительные свойства: Бог Отец не имеет для Себя причины; Бог Сын рождён от Отца «прежде всех век», всегда существовал наравне с Богом Отцом; Бог Дух Святой предвечно исходит от Отца, пребывает в Сыне, ниспосылается в мир как Утешитель от Отца Сыном. Осмысливая иерархические отношения внутри Святой Троицы, православие отвергло субординационизм (по которому Христос подчинён Отцу), пневматомахизм (Дух подчинён Двоице: Отцу и Сыну), модализм (Отец, Сын и Дух Святой суть различные имена одной личности) и патрипассионизм, утверждающий, что на кресте страдал Отец.

 



 
PR-CY.ru