ПРАВОСЛАВИЕ, ортодоксия - Страница 8

Православная церковь установила особый чин молитвенного почитания святых. С конца II в. христианские общины выработали культ почитания умерших мучеников (всего церковь признает их около 3 тыс.). Он основывался на вере в действенное заступничество тех, кто «свидетельствовал» о Христе, отдав за Него жизнь или пожертвовав мирскими богатствами. После окончания религиозных гонений образцом святого стали монахи-отшельники, которые вели в пустыне аскетическую жизнь и боролись с искушениями, порвав все связи с миром. Канонизация – это процедура, которую необходимо провести, прежде чем церковь причислит христианина к лику святых и установит его почитание. В течение пяти лет после кончины христианина ведётся сбор доказательств христианских добродетелей и совершения чудес до или после смерти святого (исцеления, ниспослание видений и т.п.). Святым покровителем называют святого, который считается защитником определённой территории (прихода, страны, континента). Православная церковь считается святой, соборной и апостольской. Она считается святой постольку, поскольку все её члены призваны к святой жизни в Боге, искупившем их грех; средствами для такого освящения являются таинства, совершаемые церковью. Церковь считается соборной постольку, поскольку она должна возвестить Благую весть о спасении в грядущем Царстве Божьем всем людям, к какой бы культуре они не принадлежали. Церковь считается апостольской постольку, поскольку Благую весть о спасении она получила от апостолов, непосредственных учеников Иисуса Христа. Считается, что именно апостольская преемственность обеспечивает подлинность догматического и этического учения, а также сообщает законность власти епископов, стоящих во главе каждой из поместных церквей. У всех христиан есть единая главная молитва, которой Иисус Христос научил Своих учеников. Она называется «Отче наш» и звучит так: «Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твоё; Да придет царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого». Восточные иерархи церкви считают, что Западная церковь во главе с римским епископом отошла от истинной веры, поэтому истинной (или ортодоксальной) считают именно Восточные церкви. Тем не менее, существуют основные положения единого христианского учения, которые были сформулированы на Вселенских соборах, где обсуждались догматические и прочие вопросы, формулировались ортодоксальные взгляды, проявлялись заботы о дисциплине в церкви и о её достоинстве. Православная церковь признаёт таковыми только первые семь Вселенских соборов, а католики насчитывают 21 Вселенский собор. Среди них самые известные: Четвёртый Константинопольский собор (869–870 гг.), четыре Латеранских, два Лионских, Венский, Констанцский, осудивший Яна Гуса; Ферраро-Флорентийский, разделивший окончательно католичество с православием; первый Ватиканский (1869–1870 гг.) и  второй Ватиканский соборы (1962–1965 гг.). История богословия показывает, что восточные церкви всегда проявляли особую осторожность в отношении слишком определённых догматических формулировок. Этим объясняется спор о «филиокве» (или полемика об исхождении Святого Духа), закончившийся расколом церкви; затем недавний отказ признать догмат о непорочном зачатии Девы Марии, провозглашенный папой Пием IX в 1854 г. Наконец, колебания относительно догмата о телесном вознесении Богоматери, провозглашённого в 1950 г., хотя культ Девы Марии, Богоматери (teotocos) имеет восточное происхождение. Догмат – это пережитый опыт. В христианских церквах вероучение и духовность тесно связаны с личным опытом переживания христианских таинств и догматов. Например, главный догмат о Троице, утверждающий Её абсолютную экстерриториальность – трансцендентность, и личный характер Бога представляет собой не просто совокупность богословских положений, но является также результатом личного опыта, доступного каждому. Догмат не устанавливается как внешний объект, в который надлежит веровать для достижения спасения, но представляет открытую каждому верующему возможность преобразить себя посредством благочестивой жизни. Считается, что искупление, дарованное Иисусом Христом, недостижимо вне и без посредства церкви. Отсюда представление о священном характере христианской жизни, которая вбирает каждое индивидуальное существование в соборное единство, где важнейшую роль играет литургия, составляющая церковную и общинную связь для всех православных; рассматривается как «явление небес на земле».

 



 
PR-CY.ru