ПРАВОСЛАВИЕ, ортодоксия - Страница 5

В учении о душе (анималогия) православие стоит на позиции креационизма (от лат. creatio – творение и anima – душа), признавая, что каждая душа индивидуально творится Богом, и не допускает идеи «отпочкования» души ребёнка от родительских (так называемый традуцизм, от лат. traduco – перемещать, к которому были склонны Тертуллиан и Мартин Лютер). Православную аскетику отличает от католической суровость, критическое отношение к практике визионерства и экстатических состояний, отсутствие мистического эротизма, свойственного, например, духовному опыту Катарины Сиенской (XIV в.), Терезы Авильской (XVI в.), откровениям блаженной Анджелы (XIII–XIV вв.) и медитативной мечтательности, обнаруживаемой у Франциска Ассизского (XIII в.), Игнатия Лойолы (XVI в.). Важную роль в православии играет концепция синергии (сотрудничества человека и Бога в «домостроительстве спасения»), а также традиция исихазма (аскетического священнобезмолвия), наиболее полно отразившаяся в творчестве Григория Паламы. В отличие от протестантизма православие (как и католицизм) признаёт семь таинств. Основными обрядовыми отличиями православия от католицизма являются длительное богослужение, употребление древней (расширенной) редакции текстов литургий Василия Великого (около 330 – 379 гг.), Иоанна Златоуста (около 347 – 407 гг.) и Григория Богослова (около 330 – около 390 гг.), крещение погружением, отсутствие практики конфирмации, совершение евхаристии на квасном хлебе, строгость постов и соблюдение четырёх многодневных постов в году. В некоторых православных церквах годовой цикл богослужений продолжает определяться по юлианскому календарю. Большинство православных церквей придерживается византийского обряда. Древнейшие из них сохранили употребление особого литургического языка (византийского греческого или церковнославянского), остальные используют живые национальные языки. Скульптурные изображения в православных храмах запрещены, однако иконы (изображения Бога, Богородицы и святых) являются объектом почитания. Хотя инструментальная музыка во время службы запрещена, в литургии важную роль играет. Её центральным пунктом является евхаристия, совершаемая по чину (т.е. порядку) святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова. Православие признаёт семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, елеосвящение (соборование), священство и брак. Обряд крещения – включение в христианскую общину. Считается, что крещение, установленное Иисусом Христом, уничтожает след первородного греха и открывает посвящённому жизнь в благодати. Данное таинство совершается либо над ребёнком, либо над взрослым (который должен предварительно получить наставление в христианском учении и лично обязуется отречься от зла и вести впредь христианскую жизнь). Миропомазание совершается непосредственно вслед за крещением и дополняет его. Цель – укрепить в вере нового христианина. Оно совершается епископом или его представителем и включает миропомазание на лбу и возложение рук, а затем призванием на миропомазанного Духа Святого и семи Его даров. Важнейшее из всех семи таинств – причащение. Оно установлено Иисусом Христом во время Тайной вечери с учениками накануне страданий и смерти (освятить хлеб и вино может только священник). Считается, что Святые Дары становятся после этого «действительно, истинно и существенно плотью и кровью, духом и божеством Иисуса Христа под видом хлеба и вина». Редко проводившееся публично, перед всей христианской общиной, таинство покаяния стало тайным обрядом исповеди наедине со священником, по слову  которого даруется Божье прощение (священник согласится отпустить грехи после признания в совершённых преступлениях и искреннего раскаяния грешника). Елеосвящение (соборование), как правило, совершается над людьми, находящимися при смерти (отсюда его второе название). Таинство включает молитвы, которые должны укрепить скорбящего в физических испытаниях, а также миропомазание глаз, ушей, ноздрей, губ, рук и ног (начиная с 1973 г. его может получить больной, хотя и не находящийся при смерти). Соединение навеки мужчины и женщины с целью создания семьи считается связью, подобной той, которая соединяет Христа с Его церковью. Православная церковь не допускает развода, но признаёт, что при некоторых условиях браки могут признаваться ничтожными. Бракосочетание в православном мире отмечается торжественно, для чего используются древние супружеские венцы, которые посажённые отец и мать держат над головами новобрачных; они символизируют их победу над соблазном и будущее воздаяние в раю. Священник выступает свидетелем союза супругов, которые, собственно, и совершают таинство.

 



 
PR-CY.ru