ПРАВОСЛАВИЕ, ортодоксия - Страница 6

Возможность отправлять богослужение и благодать священнодействия со Святыми Дарами даёт только священство, необходимость которого утверждается в Новом Завете. Считается, что источником священства епископов и священников является Иисус Христос; Он первым обладал всей полнотой священства, передал его апостолам, послав им дар Духа Святого в Пятидесятницу. Однако этот дар Святого Духа Он ниспослал и каждому верующему в таинстве крещения, поэтому сообщество христиан может рассматриваться в качестве «царственного священства, святого народа». Священство имеет трёхуровневую иерархию: диакон, пресвитер (иерей) и епископ (архиерей). Она установилась от начала церкви и сохраняется до наших дней. Во главе христианской общины стоит епископ, окружённый пресвитерами, т.е. священниками, а диаконы обслуживают нужды общины. Иерей, назначенный патриархом для управления епархией, посвящается тремя своими «коллегами», которые сами были должным образом поставлены. Главная обязанность епископа – обучать истинам христианской веры и морали. Облечённый всей полнотой священства, он несёт ответственность за распределение благодати священства и поставления иереев. Пресвитер получает таинство священства (или рукоположение), обряд которого, в частности, включает наложение рук от епископа. Это таинство наделяет его властью совершать таинства причастия и отпущения грехов. В отличие от Римско-католической церкви, где на священников налагается целибат (обет безбрачия), в знак того, что его жизнь безраздельно посвящена Христу, в восточных церквах священник должен быть обязательно женатым человеком (в восточных церквах обет безбрачия дают только монахи). Существует единственное важное отличие между священством рядового христианина и иерея (клирика). Первое основано на таинствах начального посвящения (крещения и миропомазания), тогда как приобретение иерейского священства требует совершения иного таинства, таинства рукоположения, которое налагает на священнослужителя особые обязанности, в частности даёт ему власть совершать таинства. Совершая божественную службу и священные таинства, священник для придания обряду большей торжественности облачается в особые одеяния: стихарь (белая льняная рубаха, ведущая происхождение от туники римских граждан); епитрахиль (длинная вышитая перевязь, которую надевают во время молитвы, проповеди и совершения таинств); риза (одежда без рукавов, надеваемая поверх стихаря) и мантия (длинное широкое одеяние, открытое спереди и застегиваемое на груди большим аграфом, надевается поверх стихаря во время церковных процессий или же для отпущения грехов, которое священник совершает у постели умирающего), сшитые из шёлка и шерсти и украшенные символическим шитьем. Цвет этого облачения меняется в зависимости от времени церковного года. В настоящее время различается четыре цвета: белый (часто отделанный золотыми полосами, который понимается как цвет преображения Христа, закреплён за великими праздниками); зелёный (цвет надежды, закреплён за обычными воскресеньями); пурпурный (предназначенный для времени покаяния, в настоящее время постепенно вытесняет чёрный цвет при погребении и заупокойных службах); наконец, красный (символ пролитой крови и сошествия Святого Духа); используется также в апостольские праздники, в дни памяти мучеников и в праздник сошествия Святого Духа (Пятидесятницы). На голове епископа митра – литургический головной убор (в православии круглый, а в католичестве – треугольной формы), часто украшаемый золотым шитьём и драгоценными камнями, предназначенный для епископов и лиц, которым епископ передаёт отправление своей должности. В руках посох – пастырский жезл епископа или настоятеля монастыря: верхняя часть его, как правило, загнута и украшена резьбой; символизирует пастыря душ человеческих. В основе всех таинств лежат представления о спасении в загробном мире и о загробном воздаянии, т.е. существует представление о рае и аде. Слово «рай» (фр. «paradis») происходит от персидского авестийского «pairi-daeza», обозначающего сад. Отсюда представление, связанное с садом Эдемским, который Яхве насадил на Востоке и в котором обитали первые люди. В центре сада помещалось Древо познания добра и зла. Бог вновь посадит сад в день Страшного суда в Новом Иерусалиме, и он будет копией первого сада, где праведники будут вести жизнь вечную.

 



 
PR-CY.ru