ПРАВОСЛАВИЕ, ортодоксия

ПРАВОСЛАВИЕ, ортодоксия (от греч. – прямой, правильный и мнение) – одна из трёх основных христианских конфессий. Распространено преимущественно в странах Ближнего Востока, Восточной Европы и на Балканах, уступает по численности последователей католицизму и протестантизму. Православное сообщество включает четыре древних патриархата, которые некогда вместе с римским патриархатом образовывали пентархию (управление всемирным христианским народом пятью патриархами), и автокефальные церкви, самостоятельно избирающие своих предстоятелей. Вселенский Константинопольский патриархат насчитывает около 4 млн. верующих (Турция, греческие острова, Северная Греция, епархии в эмигрантских общинах Западной Европы и Америки, а также гора Афон). Антиохийский патриархат насчитывает около 750 тыс. верующих в Сирии и Ливане. Александрийский патриархат, от которого отделилась Коптская церковь, включает в себя от 250 тыс. до 350 тыс. верующих в Египте, Судане, Эфиопии и других африканских странах. Иерусалимский патриархат насчитывает около 260 тыс. верующих в Израиле. Более 145 млн. православных верующих принадлежат к 15 автокефальным церквам или митрополиям (большая часть их живёт в Восточной и Центральной Европе). Московский патриархат, учреждённый в 1589 г., насчитывает около 100 тыс. православных верующих. Русская православная церковь утверждает, что является наследницей Византии; она пережила долгий период гонений, насчитывает около 90 млн. верующих (Московский патриархат является частью Русской православной церкви). Бухарестский патриархат учреждён в 1925 г. в результате объединения автокефальной Трансильванской и Румынской церквей, включает около 19 млн. верующих. Греческая автокефальная церковь, во главе которой с 1833 г. стоит архиепископ Афинский, насчитывает более 9 млн. верующих. Болгарская автокефальная церковь образована в 1945 г., в 1953 г. преобразована в патриархат; насчитывает около 8 млн. верующих. Сербская автокефальная церковь образована в 1879 г., в 1920 г. воссоединилась с Черногорской, Боснийской и Карловацкой церквами, образовав Печский патриархат (резиденция патриарха располагается в г. Печ в автономном крае Косово); насчитывает около 8 млн. верующих. Грузинская православная церковь основана в V в., отделена от Русской православной церкви в 1918 г. (глава церкви, каталикос, находится в Тбилиси); насчитывает 2 500 тыс. верующих. Кипрская церковь основана в 431 г. (во главе её стоит архиепископ; он же иногда выполняет обязанности светского главы государства, или президента Республики Кипр); насчитывает около 480 тыс. верующих. Синайская церковь – самая маленькая из православных церквей; во главе её стоит архиепископ, избираемый монахами монастыря св. Екатерины; всего около сотни верующих. Православная эмигрантская община в США объединяет около 3 млн. верующих, к которым примыкают значительные группы в Канаде и Южной Америке. Они находятся частью под юрисдикцией греческого архиепископа, находящегося под омофором Константинопольского патриарха, частью (с 1970 г.) под юрисдикцией автокефальной Православной церкви Северной Америки, принадлежащей к Московскому патриархату. Автономные православные церкви существуют также в Финляндии, на Крите, в Японии, Китае, Корее, Уганде, Кении, Конго и Гане под омофором Александрийского патриарха. Термин «православие» («ортодоксия») известен со II в., когда появляются первые формулы учения христианской церкви. У христианского теолога и писателя Климента Александрийского (около 150 – около 215 гг.) им обозначается истинная вера и единомыслие всей церкви в противовес инакомыслию (от греч. – другое мнение) и разномыслию еретиков (гетеродоксии). Склонность к отвлечённому мышлению о предметах высшего порядка, способность к тонкому логическому анализу составляли прирождённые свойства греческого народного гения. Это делает понятным тот факт, почему именно греки быстрее и легче, чем другие народы, признали истинность христианства и воспринимали его целостнее и глубже. Начиная со II в. в церковь вступают (в постоянно увеличивающемся числе) люди образованные и учёные; с того же времени церковь заводит научные школы, в которых преподаются и светские науки по образцу языческих школ. Среди греков-христиан появляются учёные, для которых догматы христианской веры заменили философемы античной философии и стали предметом столь же усердного изучения.

 



 
PR-CY.ru