ПРАВОСЛАВИЕ, ортодоксия - Страница 17

Православие безусловно отвергает этот метод и в самой основе, и в смягчённых модификациях. В первом отношении предполагается, что какой-нибудь язычник, изучив новозаветные книги, усвоил христианские истины и тем самым сделался бы настоящим христианином – это и неизбежно, и нормально по рационалистической логике. Типом второго рода был бы такой случай, что та или иная еретическая община отвергает свои заблуждения и данным актом eo ipso (тем самым) восстановит своё истинно христианское достоинство. Подобное явление опять же вероятно по рационалистическим взглядам и фактически достаточно иллюстрируется старокатоличеством, которое, доказывая и свидетельствуя свою верность догматам и канонам древней неразделённой церкви семи Вселенских соборов, желает и домогается от православия прямого церковного признания его помимо и вне присоединения к какой-нибудь из существующих православных церквей. Предлагается и требуется не собственно присоединение, какое было, например, в 1898 г. в России с сирохалдейскими несторианами (айсорами), присоединившимися в Санкт-Петербурге в лице своего главы, Супурганского епископа Маар-Ионы, а лишь взаимообщение, столь несоответственно практикуемое на Западе. Эти старокатолические притязания не имели успеха и вполне справедливо встречали решительный отказ. И со стороны православия здесь не было ни надменности, ни каприза, поскольку это вызывается самим существом дела. Сами старокатолики, добиваясь совсем иного отношения, наглядно обнаружили, что они пока не проникли жизненно в глубину православия и не срослись с ним по духу в своём христианском настроении, которое продолжало оставаться у них рационально-западным. Немыслимо получить воду из недосягаемого источника, не обратившись к текучей из него реке, и без её посредства нельзя войти в единение с ним. Преимуществами благодатно-христианской жизни в православии можно фактически воспользоваться совсем не теоретическим познанием или отвлечённым зачислением, а исключительно живым реальным союзом. Проще говоря, это – образ жизни. Необходимое бывает для всех равно обязательным и ни для кого не служит к господству или уничтожению. В этом отношении православие предъявляет лишь свойственное его природе, которой и определяется его отношение ко всем христианским исповеданиям. По прямой апостольской преемственности оно представляется традиционно воспринятым и неповреждённо хранимым христианством в его изначальной жизненной целостности. Конфессиональные группы выделяют в ней частные стороны и развивают систематически, но черпают свою силу именно в производящем целом и взаимно сближаются между собой через него. Православие нисколько не отрицает у них этой родственной связи с собой и потому вовсе не покушается на их христианское достоинство. Его отличие заключается не в своеобразной обособленности, требующей приспособления к себе, а во всеобъемлющем существе, по которому оно, будучи христиански божественным и универсальным, бывает кафолическим или вселенским. По таким своим качествам православие не вытесняет другие исповедания, захватывая у них принадлежащие места, но лишь растворяет их в себе постольку, поскольку наравне с ними само поглощается в божественном океане возрождающей, спасающей и животворящей благодати Христовой. Поэтому православие, богатое подвигами апостольского миссионерства, чуждо прозелитизма и никогда не было энергично-активным на этом скользком поприще.  Оно возвышалось над другими исповеданиями не для подчинения всех, а именно по присущему его природе сознанию отношения основного целого к производным частям. Православие призывает к единству с собой лишь ради своего единства с Христом и преемственно сохраняемой, неповреждённо содержимой и благодатно действующей божественной истине.



 
PR-CY.ru