ПРАВОСЛАВИЕ, ортодоксия - Страница 7

Такой образ и представление о рае сложилось в иудео-христианской традиции. В Книге Иова преисподняя есть царство сумрака и смерти. Пророки Израиля в дальнейшем усилили этот образ представлением о ненасытной бездне (шеоле), где пылает всепожирающее пламя. Ад – тёмная тюрьма, царство безнадёжности, куда гнев Божий свергает грешников. В христианстве ад – огненная пучина, печь, «озеро огненное, горящее серой». Он представляется реальностью чрезвычайно конкретной, где величайшее мучение заключается в лишении благ Царства Божьего, созерцания Бога и истинного света. Пламя ада – это пламя страстей, пламя злобы и зависти. Высшее страдание состоит в чувстве богооставленности. У Бога есть помощники: ангелы и демоны. Под влиянием иудаизма (а затем и христианства) вера в ангелов получила широкое распространение. Считается, что небесные духи были созданы Богом прежде человека, чтобы служить вестниками и исполнителями Его воли. Присутствующие повсюду в мире, они обеспечивают сохранение божественного порядка. Бесчисленные на небе, ангелы составляют непрерывно восхваляющую Бога свиту, разбитую на иерархические девять хоров: серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начала, архангелы и ангелы. Они ведут счёт добрым и дурным деяниям людей. На некоторых библейских текстах основана вера в существование у каждого человека особого ангела, помогающего ему найти правильный путь и следовать по нему. Этот добрый ангел (или ангел-хранитель) сопровождает душу умершего в рай; ангел-хранитель – это своего рода религиозный образ индивидуального сознания. История дьявола – важная часть широко распространённых верований в злые силы и злых духов, которые совращают людей и являются источником нравственного зла. Фигура Сатаны появляется в Книге Иова: он советник Бога и обвинитель человека перед лицом Яхве. Его имена означают «падший ангел», «искуситель» и «враг людей». В притчах Иисуса Христа он предстаёт владыкой царства, противостоящего Царству Божьему; его подданные – бесы. Дьявол увлекает за собой грешников и безбожников. Восставшие и падшие ангелы, оставшиеся, однако, духами (Сатана и бесы), иногда принимают видимый образ, чтобы совращать людей. Дьяволу свойственно принимать любой вид, он может преображаться в молодых и красивых женщин, зверей или чудовищ. Бесы рассматриваются людьми не только как искусители духа; иногда они овладевают телом человека, что проявляется в истерических припадках и различных психических болезнях. Дьявол также часто предстаёт человеку в сновидениях. Порядок литургии составляется на основе церковного календаря, куда включаются великие и малые праздники. Великих праздников двенадцать. Церковь отмечает на протяжении всего церковного года даты, напоминающие события земной жизни Иисуса Христа, Богоматери, а также в память святых. Литургический год начинается воспоминанием об ожидании Мессии; это – время рождественского поста. Рождество Христа православной церковью празднуется 7 января (католической – 25 декабря). Затем через неделю – Обрезание Господне. В этот же день церковь празднует первое чудо (превращение воды в вино), совершённое Иисусом на брачном пиру в Кане Галилейской. Далее идёт период покаяния и поста, составляющий сорок дней, Великий пост. Страдания Христа вспоминаются во время Страстной недели, начинающейся Вербным воскресеньем, когда отмечается торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим. На Святой неделе в Страстной четверг верующие вспоминают установления таинства причастия, в Страстную пятницу – страдания, крестные муки и смерть Иисуса. В ночь с субботы на воскресенье отмечается самый главный праздник литургического года – Воскресение Христа, праздник Пасхи. Через сорок дней после Пасхи отмечается Вознесение – возвращение Христа к престолу Отца, за которым через 10 дней празднуется Пятидесятница в память сошествия Святого Духа на апостолов и зарождения христианской церкви. Три остальные праздника связаны в большей степени с догматами веры, нежели с историческими событиями прошлого: праздник Святой Троицы; праздник тела Господня (праздник Евхаристии); праздник Преображения, напоминающий о проявлении божественной природы Христа, явившегося своим ученикам на горе Фавор. Важную часть литургии составляет культ святых. Выросшее из иудаизма, где святость представляется как призыв следовать божественному совершенству, православие утверждает, что глубоко религиозные люди могут быть сопричастны Божественной святости. Они дают образец и наставление верующим, они – деятельные заступники перед Богом.

 



 
PR-CY.ru