ПРАВОСЛАВИЕ, ортодоксия - Страница 3

Большая часть автокефальных православных церквей образовалась лишь в XIX–XX вв. (сегодня в мире насчитывается 15 поместных автокефальных и четыре автономные православные церкви). Названия «ортодоксия», «ортодоксальный» в общем, нарицательном смысле ныне нередко усваивают и другие христианские исповедания. Например, существует «ортодоксальное лютеранство», строго следующее учению основателя – Мартина Лютера (1483–1546 гг.). Современные православные не признают католические догматы о филиокве, о непорочном зачатии Девы Марии, о непогрешимости папы Римского в делах церкви и вероучения о посмертном телесном вознесении Девы Марии. Также, в отличие от католиков, считающих римского понтифика не только главой церкви, но и заместителем Христа на земле, православие признаёт главой церкви Иисуса Христа, а управление вероучением оставляет Вселенским и Поместным соборам. Около времени разделения церквей в состав православной церкви вошли новые народы – славянские, в том числе русский народ (см. Православное миссионерство в России). И на Руси были моменты столь же сильного устремления общества в сторону богословия, как и в Византии в века Вселенских соборов. Во времена Иосифа Волоцкого, позже – во времена Лихудов, в Москве и других городах, в домах и на улицах, во всех общественных местах все рассуждали и спорили о вопросах веры, возбуждённых ересями. Основу вероисповедания в православии составляет Священное Писание (Библия) и Священное Предание (правила «святых апостолов», постановления семи Вселенских и некоторых Поместных Соборов, писания «мужей апостольских», творения Отцов церкви II–VIII вв.). Священное Предание, формально ограниченное временными рамками эпохи патристики, в действительности пополнялось в более позднюю эпоху новыми фундаментальными богословскими, мистическими и аскетическими творениями Симеона Нового Богослова (949–1022 гг.), Григория Паламы (1296–1359 гг.), мистиков XIV в. (Николая Кавасилы; 1322 – 1397/1398 гг., Григория Синаита; около 1268 – 1346 гг.) и многих других. Для учёного богословствования православная церковь предоставляет своим членам широкий простор. Но в своём символическом учении она даёт богослову точку опоры и масштаб, с которыми и рекомендует сообразовывать всякое религиозное рассуждение во избежание противоречия с «догматами», с «верой церкви». В этом смысле православие никого не лишает права читать Библию, чтобы извлекать из неё более подробные сведения о вере церкви. Но оно признаёт необходимым руководствоваться при этом истолковательными творениями Отцов церкви, не лишая христианина права на личное понимание слова Божьего, как это делает протестантство. Православие не выводит новых догматов из прежнего учения церкви через умозаключение, не разделяет католического мнения о вышечеловеческом достоинстве личности Богоматери, не приписывает святым «сверхдолжных заслуг», тем более не присваивает человеку божеской непогрешимости, а признаёт непогрешимой лишь церковь в её полном составе, насколько она выражает своё учение посредством Вселенских соборов. Важнейшими постулатами православной веры являются тринитарные (например, догмат единосущия, догмат личного бытия ипостасей Святой Троицы), христологические (касающиеся личности Иисуса Христа), мариологические (определяющие статус Божьей Матери), хамартиологические (содержащие учение о грехе), сотериологические (содержащие учение о спасении), эсхатологические (содержащие учение о Страшном суде и конце света), экклесиологические (содержащие учение о церкви) и прочие догматы. Часть из них кратко сформулированы в Никео-Цареградском Символе веры. Текст Символа веры был выработан на Вселенских соборах в Никее (325 г.) и Константинополе (381 г.) и звучит так: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рождённого от Отца прежде всех веков; в Свет от Света, в Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого всё произошло. Ради нас людей и нашего ради спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося. Распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего, и погребённого, и воскресшего на третий день, согласно Писаниям. И восшедшего на небеса, и справа от Отца сидящего, и грядущего вновь со славой судить живых и мёртвых, царствию же Его не будет конца. И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего, коего вместе с Отцом и Сыном славим и почитаем, через пророков говорившего. Во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Чаю воскресения из мёртвых и жизни будущего века. Аминь».

 



 
PR-CY.ru