ПРАВОСЛАВИЕ, ортодоксия - Страница 9

Это богослужение тем более живое, что оно  совершается зачастую на общепонятном языке, и во времена многочисленных гонений служило убежищем (вместе с почитанием икон) духовности этих церквей. В основных чертах православная литургия сложилась в IV–IX вв.; она опирается на Священное Писание, которое передаёт в поэтической форме, в сопровождении песнопений и ритуалов. Важнейшая особенность православия состоит в её экклезиалогии – учении о церкви. Православие, не имеющее ни непогрешимых и постоянных критериев истины, ни монолитной структуры, сохраняет единство и соборность веры, гарантом и единственным критерием истины которой выступает Святой Дух. Этот Дух истины обитает в общине верующих, объединенных заповедью любви; выражается епископами, возглавляющими христианскую общину. Каждый верующий, таким образом, обладает свободой принять божественные истины, открытые ему, и непосредственно несёт обязанность добровольно и сознательно повиноваться своей церкви. Храм в православии преимущественно крестово-купольный, трёхнефный. Неф храма от алтаря в церквах восточного обряда отделяет иконостас – алтарная преграда, украшенная иконами. Он символизирует границу между миром земным и миром потусторонним, и таинство евхаристии должно совершаться при закрытых дверях и только священниками. Высшую ступень духовной жизни в православных церквах всегда составляло монашество. В соответствии с учение Отцов греческой церкви, монах не более чем настоящий христианин, соблюдающий все предписания Евангелия. В восточном христианстве монахи, живущие общиной (киновией), следуют уставу Василия Великого, в то же время до наших дней сохранились формы уединённого жития, которое называется отшельничеством. Эта уединённая жизнь удалившегося от мира в «пустыню» считается в наибольшей степени способствующей достижению исихеи, т.е. внутреннего мира, необходимого для молитвы и соединения с Богом. Эта традиция духовной сосредоточенности, которая достигается одиночеством и укрепляется непрестанной молитвой, традиционно именуется «Иисусовой молитвой». Она зародилась на Афоне и позднее распространилась среди всех православных восточных христиан, звучит так: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Иисусова молитва должна произноситься мысленно, постоянно и определённое количество раз. Чтобы не считать, сколько раз верующий произнёс молитву, употребляются чётки. В каждой связке есть определённое количество чёток. Произнёс молитву – передвинул камешек. Монашество остаётся школой, где обучаются связи между воспоминанием об Иисусе Христе, вызываемом продолжительной молитвой, подобной дыханию, и мистикой обожествления. Наиболее почитаемым местом у православных считается гора Афон. «Святая гора» – это главный центр распространения исихазма, однако его интеллектуальная и культурная изолированность, ошибочно считавшаяся достоинством, стала фактором, который привёл его к упадку. Согласно исследователям, вопрос о том, что такое православие по своему существу, не имеет догматически утверждённого ответа и по своей всеобъемлемости допускает многообразное освещение. Относительно инославного Запада они утверждают, что там знают его ещё меньше, хотя оно и считается древнейшим христианским исповеданием. Поэтому уместно для православного богослова как частного лица разъяснение данного вопроса по существенному содержанию и для устранения предубеждений, которых слишком достаточно в этой области (особенно на Западе). Православная доктрина сводится к неподвижному сохранению разных традиционных догматических формул, символов и вероопределений, не получивших рационального раскрытия и имеющих, скорее, подражательную схоластическую обработку, а на практике якобы господствует суеверие чуть ли не во всех слоях. Церковное устройство рисуется либо папистическим иерократизмом (в греческой Константинопольской церкви), либо явным цезаризмом с деспотией светской власти (в императорской России). Данное положение усугубляется тем, что по многим причинам для Запада непосредственное изучение православия оказывается крайне затруднительным (этому не способствует и его плохая репутация). Для ориентировки обычно ищут (по западному масштабу) «православных символических книг». Но с этой точки зрения православные догматические памятники слишком растяжимы по своей догматической общности и не дают точных определений самой природы православия, которое не имеет выработанных и санкционированных формул, выражающих его отличительную сущность в себе самом и по сравнению с другими христианскими исповеданиями.

 



 
PR-CY.ru