ПЕТР - Страница 7

Не далее как в 1304 г. митрополит Максим восставал против попыток того же московского князя Юрия Даниловича добыть великокняжеский престол у законного старшего наследника – тверского князя Михаила Ярославича. Но бестактная вражда к митрополиту Петру Михаила Ярославича сразу же превратила митрополитов в политиков-приверженцев Москвы. Не случайно, когда в 1311 г. против московского князя выступил с войском молодой тверской князь Дмитрий Михайлович (сын находившегося тогда в Орде Михаила Ярославича), митрополит для усмирения рати прибег к сильнейшей мере – церковному отлучению тверского князя. Митрополит Петр, согласно заведенному его предместником порядку, а особенно из-за обстоятельств его назначения на пост митрополита всея Руси, часто совершал пастырские объезды своей митрополии. Уже только поэтому ему не приходилось подолгу проживать в стольном городе Владимире. В частности, после возвращения из Орды митрополит долго находился на Волыни и вернулся в Северо-Восточную Русь только в начале зимы 1316/1317 г., из-за чего после ухода Андрея тверская кафедр долго пустовала. Если еще принять во внимание, что Петр ездил в Константинополь для оправданий от тверских жалоб, – то его не было в Северо-Восточной Руси года два-три. Вернувшись, митрополит застал здесь Михаила Тверского на вершине власти. Это было его лучшее время, когда он чувствовал себя полным победителем. Конечно, великий князь был раздражен новой неудачей своих диверсий против Петра, и у того немало накипело на душе в отношении своих тверских недругов. Такое проживание, при его враждебных отношениях к великому князю, было митрополиту неприятно. Поэтому он начинает покидать свой кафедральный город и гостить и жить в своем епархиальном пригороде – Москве, у дружественного ему князя. Вероятно, здесь, в Москве, Петр и поставил нового тверского владыку Варсонофия. В церковном отношении Москва входила в состав митрополичьей епархии, поэтому московские князья по своим духовным делам обращались прямо митрополиту как к своему епархиальному архиерею. В случае отъезда митрополита епархией управлял его доверенный клирик – наместник. Москва была крупнейшим городом митрополичьей епархии. Обедневший, многократно разоренный татарами Владимир уже не мог служить достойным местопребыванием для главы Русской православной церкви. В Москве Петр имел свое подворье, сначала в одном пункте нынешнего Кремля, а затем перенес его на другое место. О митрополите Петре обычно говорят, что он перенес кафедру митрополии из Владимира в Москву. Но сделать этого в действительности он не мог, потому что не имел достаточных для того оснований. Москва тогда вовсе не была столицей великого княжения, а во Владимире было законное место кафедры митрополита Петра. Там он должен был быть и погребенным. Кроме того, Петр не имел возможности подолгу оставаться на одном месте. Исполняя свой архипастырский долг, он странствовал по Руси, наставляя и обличая, убеждая и проклиная. Лишь к концу жизни, устав от скитаний, он избрал своим любимым пристанищем Москву, где его всегда приветливо встречал князь Иван Данилович. Летописи свидетельствуют, что митрополит Петр особенно не вмешивался в распри между Москвой и Тверью в 1315–1325 гг., но, опасаясь вспыльчивого и скорого на расправу Дмитрия Грозные Очи, он начал исподволь сближаться с Москвой. Митрополит Петр возвышался над князьями не только величием своего сана и авторитетом стоявшего за его спиной константинопольского патриарха. В своих поступках он исходил, прежде всего, из интересов церкви и нравственных императивов Евангелия. Никто из князей не мог использовать его в качестве орудия для достижения своих целей. Однако за добро Петр всегда платил добром. Гостеприимство князя Ивана Даниловича, а главное – его неподдельное, истовое благочестие побуждали Петра к ответному доброжелательству. В сложных обстоятельствах он поддерживал москвичей, а эта поддержка много значила в ту пору.

 



 
PR-CY.ru