Словарь по христианству П ПЕТР

ПЕТР

ПЕТР (ум. 1326 г.) – митрополит всея Руси, святой, автор поучений. Святитель Петр, несомненно, оказал сильное воздействие на исход политического соперничества Москвы и Твери. Однако исследователям трудно установить достоверную картину его деятельности из-за состояния источников. Посвященные митрополиту Петру жития (одно краткое приписывалось ростовскому епископу Прохору, а другое, более пространное, было составлено митрополитом Киприаном) написаны в патриотически- московском духе с умолчанием и прикрытием неприятных для Москвы подробностей дела. Известно, что Петр был уроженцем Волыни, его отца звали Феодором, мать Марией. В 7 лет его отдали учиться грамоте, в 12 лет он постригся в монахи, служил, нося воду и дрова, в монастырской поварне, выучился по собственному желанию «иконному письмени и бысть иконник чюден», писал образы Христа, Богородицы, пророков, апостолов, мучеников, святых. Со временем он становится известным подвижником, основателем и игуменом Спасского монастыря на реке Рате на Волыни близ Львова. Прослышав о «высоком житии» Петра и его иноков, митрополит Максим Грек (1283–1305 гг.), объезжая в 1301 г. перед своим визитом в Константинополь Галицко-Волынское княжество, посетил этот монастырь. Игумен Петр поклонился иерарху и подарил ему написанный им образ Богородицы. Эта икона под именем «Петровской Богоматери» со временем стала одной из главных святынь московского Успенского собора. В 1299 г. митрополит Максим окончательно оставил Киев и поселился во Владимире-на-Клязьме. Недовольный этим Галицкий великий князь Юрий Львович захотел иметь собственного митрополита. Для этой цели он избрал игумена Петра и отправил его в Константинополь для посвящения. Но именно в это время умер митрополит Максим (1305 г.), и патриарх Афанасий I (1289–1293 и 1303–1309 гг.), за пару лет до этого (в 1303 г.) предоставивший Галиции отдельную митрополию, посвятил Петра (в мае–июне 1308 г.) в митрополиты всея Руси. Тверской князь Михаил Ярославич (1304–1318 гг.), племянник Александра Невского, который был тогда великим князем Владимирским, после смерти митрополита Максима снаряжает от себя в Константинополь на поставление в митрополиты Киевские игумена Геронтия. В житиях Петра говорится, будто Геронтий, одержимый недугом самовластия, дерзнул самовольно получить святительский сан, забрал из кафедрального собора митрополичью ризницу и утварь, взял с собой церковных сановников и отправился в Константинополь. Но если трудно допустить, пишет А.В. Карташев в «Очерках по истории русской церкви», чтобы самозванец мог забрать святительскую утварь, то уже совершенно невозможно, чтобы без законных полномочий он мог ехать со свитой митрополичьих чиновников. Уполномочить его мог только великий князь. Москва, враждовавшая в то время с Тверью за обладание великим княжением, естественным образом питала неприязнь к тверскому кандидату на митрополию, который, в случае удачи в Константинополе, мог поставившему его князю содействовать закрепить за Тверью великокняжеский стол. Поэтому московские авторы жития Петра постарались заклеймить Геронтия темной характеристикой в истории. Итак, в Константинополь явились сразу два русских избранника на митрополию: от Галицкого князя – Петр, а от Владимирского – Геронтий. Следовало ожидать, что каждый из них будет поставлен митрополитом в свой удел, но вышло так, что император Андроник II Палеолог (1282–1328 гг.) и патриарх Афанасий I, которые незадолго до того устроили разделение русской митрополии, теперь это разделение упразднили, и митрополитом Киевским и всея Руси поставили Петра, т.е. опять не так, как следовало бы ожидать, потому что в преемники киевского митрополита предназначался Геронтий, а Петра Юрий Львович представлял только для своей Галицкой митрополии.

 



 
PR-CY.ru