ПЕРВОРОДНЫЙ, ПРАРОДИТЕЛЬСКИЙ ГРЕХ - Страница 9

В отличие от личных грехов потомков Адама, грех самого Адама выделяется как бы неким другим уровнем. Первородный грех отличается и от родовых грехов (склонностей, страстей). Ведь, по сути, ни к какому таинству церкви христианин не должен прибегать, чтобы смыть греховные склонности своих предков. Но грех Адама, как учит церковь, нужно обязательно смыть таинством крещения, чтобы иметь возможность самому спастись. Считается, что если для изглаживания первородного греха есть целое таинство, то для родовых грехов никакого таинства нет. Поэтому всякие склонности, скажем, к алкоголизму, должны преодолеваться аскезой и молитвой, но никакой вины за наследуемую родовую склонность никто из потомков не понесет, а за первородный грех все потомки наказываются не только смертной телесной казнью от Бога, но и вечной участью в аду. Церковь утверждает, что потомки Адама унаследовали не только «органические» последствия личного греха Адама (такие как удобопреклонность души к греху, смерть), но и унаследовали «юридическое» следствие прародительского греха. Это, конечно, не значит, что потомки Адама личным образом были внутри Адама и вместе с ним согрешили. Ведь они не существовали в нем реально, а лишь потенциально. Но, тем не менее, им через семенное зачатие вменяется адамово согрешение. Христианский догмат гласит: такова природная греховность и природная осужденность. Учением о первородном грехе, распространившемся на весь человеческий род, обосновывается и необходимость Искупления. По учению православной церкви, таинство крещения изглаживает, уничтожает в человеке первородный грех, т.е. очищает греховность человеческой природы, унаследованную от прародителей. Через крещение человек перестает быть виновным перед Богом, благодатью Святого Духа вследствие заслуг Искупителя, но самих следствий первородного греха крещение не уничтожает: наклонность ко злу более, чем к добру, болезни, смерть свойственны и людям возрожденным. По учению же католической церкви, человек, созданный Богом, как существо чувственно-разумное, испытывал борьбу противоположных стремлений души и тела: созданная по образу и подобию Божию душа была проникнута высшими стремлениями – любовью к Богу, надеждой на Бога, желанием познать Бога и т.п. Тело, напротив, было исполнено низших инстинктов, направленных к плоти и миру. Для устранения борьбы, вытекающей из такого первобытного состояния, Бог даровал человеку натуральную благодать, или «благодать первобытной праведности», утраченную вследствие первородного греха, который возвратил человека в прежнее состояние. Между тем, благодать была для человека таким даром, который он обязан был сохранить. За ее утрату он подвергся гневу Божию, и прежнее состояние сделалось для него состоянием наказания, в которое он был низведен вследствие падения. Что же касается естественных сил человека, то они, несмотря на их склонность ко взаимной борьбе, остались после грехопадения в таком же состоянии, в каком были после создания человека, прежде дарования ему сверхнатуральной благодати. Это учение, ставшее господствующим в латинской церкви, было высказано Ансельмом Кентерберийским (1033–1109 гг.), с особенной ясностью изложено Дунсом Скотом (1266–1308 гг.) и в основных чертах принято Тридентским собором (1545–1563 гг.). Согласно другому учению, принятому Августином Блаженным и существовавшему в латинской церкви, сущность первородного греха состоит в похоти, т.е. в том расстройстве природы человека, которое произошло вследствие падения.

 



 
PR-CY.ru