Словарь по христианству П ПЕРВОРОДНЫЙ, ПРАРОДИТЕЛЬСКИЙ ГРЕХ

ПЕРВОРОДНЫЙ, ПРАРОДИТЕЛЬСКИЙ ГРЕХ

ПЕРВОРОДНЫЙ, ПРАРОДИТЕЛЬСКИЙ ГРЕХ – один из основных догматов христианства, христианский богословский термин, означающий первый совершившийся на земле (прародителями Адамом и Евой) грех, вина и последствия которого переходит на всех живших или живущих на земле людей в силу наследования осужденной и поврежденной человеческой природы, поскольку, согласно библейскому учению, грехопадение Адама не только внесло порчу в природу прародителей, но и отразилось преемственно на всех их потомках. Считается, что до грехопадения человек имел ясный и светлый ум, так что мог проникать в природу вещей (Быт. 2:19–20), после же грехопадения разум человека сильно помрачился, так что теперь человек с большим трудом и с большими предварительными ошибками может приобретать познание об окружающих его предметах видимого мира. Согласно Библии, до грехопадения человек находился в ближайшем общении с Богом и потому имел о Нем ясное и правильное познание (Быт. 1:27–30, 2:19, 22; 3:8), после же грехопадения человек естественным путем может приобретать только самое общее представление о Боге (Рим. 1: 19–20; Пс. 18:2), а сообщаемые ему путем божественного откровения истины оказываются для него непонятными и непостижимыми (Ис. 6:9–10,Иер. 5:21, Мф. 13:13–15, Мк. 4:12, Лк. 8:10, Ин. 12:39–40, Деян. 28:26–27, Рим. 11:8). После грехопадения наклонность воли ко греху сделалось уделом всех людей (Быт. 6:5, Рим. 7:18–19, 21–23), и человек должен употреблять большие усилия, чтобы побороть в себе эту наклонность и идти по пути добра (Мф. 11:12, Лк. 16:16). До грехопадения сердце Адама и Евы отличалось чистотой и непорочностью, было исполнено высоких чувств, а после грехопадения в сердце прародителей и их потомков появились нечистые, чувственные желания и стремления к благам мира сего как к источнику счастья. До грехопадения тело человека отличалось крепостью и силой и не испытывало болезней, которым оно подвергается после грехопадения, а завершением всякого рода физических бедствий, которым человек подвержен вследствие первородного греха, является смерть (Быт. 2:17, 3:19, Числ. 16:29, Рим. 5:12, 1 Кор. 15:21– 22). Наконец, в связи с грехопадением находится и лишение того блаженного, райского состояния, которое уготовано было первым людям (Быт. 3:22–24). Термин «первородный грех» или «грехопадение» (лат peccatum originale или vitium originis) был предложен Августином Блаженным (354–430 гг.) в 396 г. в трактате «De diversis quaestionibus ad Simplicianum» («О различных вопросах к Симплициану») и к настоящему времени повсеместно принят христианством. В православном богословии данный термин стал закрепляться лишь с середины XVII в., когда он был использован в «Малом катехизисе патриарха Иосифа» (1649 г.). Определение этого понятия впервые дано в «Послании Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере» (1723 г.): «Веруем, что первый человек пал в раю, и что отсюда распространился прародительский грех преемственно на все потомство так, что нет ни одного из рожденных по плоти, кто был бы свободен от того бремени и не ощущал бы следствия падения в настоящей жизни. А бременем и следствием падения мы называем не самый грех, как то: нечестие, богохульство, убийство, ненависть и все прочее, что происходит от злого человеческого сердца, в противность воле Божией, а не от природы, но удобопреклонность ко греху и те бедствия, которыми Божественное правосудие наказало человека за его преслушание, как то: изнурительные труды, скорби, телесные немощи, болезни рождения, тяжкая до некоторого времени жизнь на земле, странствования, и напоследок телесная смерть».

 



 
PR-CY.ru