ПЕРВОРОДНЫЙ, ПРАРОДИТЕЛЬСКИЙ ГРЕХ - Страница 15

В приложении к «Феномену человека» он прямо называет мировое зло, включая грех и страдание, «естественным эффектом эволюции». Согласно Тейяру де Шардену, в мировом конусе развития соединяются и Творение, и Падение, и Искупление, причем они оказываются разлитыми по всей поверхности конуса. Мир творится неизбежно несовершенным. Божественная сила постоянно упорядочивает и организует его, преодолевая раздробление, а на уровне человека совершает Искупление от греховности. В точке Омега «естественные факты эволюции», в виде несовершенства и греха, уничтожаются, и Творение достигает своей высшей цели через Искупление космическим Христом. Итак, зло и грех – это «побочный продукт», «отходы развития», «болезни роста» и, в сущности, – неотъемлемая часть мирового процесса, составной элемент космической диалектики. Однако в тейяровской концепции есть исходные посылки, вызывающие у исследователей недоумение. Во-первых, непонятно, из чего видно, что мир мог возникнуть только в виде раздробленности множества. Не стираются ли в его теории границы человеческого и природного? Не выводится ли несовершенство человека и несовершенство природы из одной причины? В чем причина неизбежности зла: только ли в «безграничности мира», методе «проб и ошибок»? Тейяр де Шарден указывает на связь между Падением человека и несовершенством мира, но говорит о ней в высшей степени смутно. Наибольшим достоинством его системы можно считать то, что он понимал творение как поступательный процесс, вносящий организацию в хаос. Библейский Пролог – это повесть о богопротивлении человека, рисующая мрачную картину мирового Грехопадения. Однако не следует забывать, что это только Пролог. Если бы все ограничивалось им, то мы имели бы право назвать Ягвиста проповедником пессимистической философии, подобно поэтам Месопотамии. Но именно тогда, когда завершается рассказ о Башне, библейский автор впервые говорит о возможности спасения человечества.Не отрицая всего сказанного, заметим, что библейское сказание о грехопадении является слишком ёмким образом, чтобы сказать о нём всё. Именно свобода (дарованная Богом или приобретённая человеком) позволяет иметь и собственное мнение об этом. В конце концов, Предание – это всего лишь сумма мнений, к которой можно добавить ещё одно. Нам представляется, что в этом образе заложена мысль, гласящая, что Бог создал человека не только по образу и подобию Своему, но и для Себя. Человек создан Богом для того, чтобы служить Богу. Можно даже сказать, что Бог больше нуждается в человеке, чем человек в Боге, потому что люди «питают» Его своей энергией, дают Ему оправдание своим существованием. Взамен Бог обещает материальные блага, в погоне за которыми человек забывает про Бога. Это – сакральный аспект, без которого нет религии, а есть лишь этическое учение. Отношения между Адамом и Евой – аспект социальный. Как только эти отношения для прародителей вышли на первый план, они были потеряны для Бога, потому что их энергия теперь была направлена не на Него, а друг на друга. Он не изгнал их из рая, они стали для Него, выражаясь современным языком, вне зоны доступа. Чем самостоятельнее становится человек в своей деятельности, тем дальше он отдаляется от Бога, и тем больше теряет нравственные ориентиры. Об этом говорит миф о Каине, который пытается вступить с Богом в договорные отношения, принося Ему в жертву не энергию души, а плоды своих трудов (Авель приносил плоды от самой природы). Комментируя библейский миф не следует забывать и о том, что у авторов Книги Бытия было иное мировоспрятие, иные средства и способы передать читателям свою мысль. И если проследить за историческими комментариями, то в них также можно увидеть следы определённых эпох и накопленных средств самовыражения. И не нужно цепляться за букву Писания, чтобы не утратить его духа. См. также Грехопадение.



 
PR-CY.ru