ПЕРВОРОДНЫЙ, ПРАРОДИТЕЛЬСКИЙ ГРЕХ - Страница 10

Чувственная природа человека, находившаяся до падения в полном подчинении духу и без всякого сопротивления исполнявшая сообразное с его природой служение, после падения вышла из подчинения духу, перестала быть его служебным орудием, более того – стала брать над ним перевес. По лютеранскому учению, изложенному М. Лютером и Ф. Меланхтоном в «Аугсбургском исповедании» и в «Апологии Аугсбургского исповедания», сущность первородного греха состоит, прежде всего, в недостатке первобытной праведности, т.е. в недостатке того совершенства, которое было свойственно природе первого человека – главным образом, совершенства его высших, духовных способностей. Отсюда отвращение воли человека от Бога, непослушание сердца определениям закона Божия, утрата чистоты и умеренности чувственного желания. С другой стороны, сущностью первородного греха является похоть, т.е. состояние глубокого повреждения, заменившее собой первобытную правдивость. Некоторые протестантские секты дошли впоследствии до полного отрицания первородного греха: отчасти арминиане, еще больше социниане повторили учение пелагиан, отвергавшее всякую генетическую связь между грехопадением прародителей и грехами их потомков. Сведенборгиане отвергли даже сам исторический факт падения первых людей: позднейшие рационалистические теологи стали отвергать как наследственный прародительский грех, так и сам исторический факт падения прародителей. В век торжества рационализма Б. Паскаль противопоставил христианское учение о грехопадении всем другим попыткам истолковать человеческую драму. Но при этом он отказывался видеть в Библии умозрительные построения, а принял учение о падшем человеке во всей его парадоксальности. «Первородный грех,  – писал он, – есть безумие в глазах людей, но я этого не отрицаю. Вы не можете, стало быть, упрекнуть меня в неразумии за это учение, так как я выдаю его за безумие. Но это безумие мудрее всей мудрости человеческой, потому что безумное слово Божие мудрее человеков (1 Кор. 1. 25). Ибо без этого учения как определить, что такое человек? Все его состояние зависит от этой незаметной точки» (Б. Паскаль. Мысли о религии). «Божественное безумие» для Паскаля – это видение реальности, не умещающейся в рамках обычной логики. Философ показывает, что человек, рассматриваемый под двумя углами зрения в отдельности, предстает то как полубог, то как полудьявол. Фиксация на одной лишь из этих сторон неизбежно порождает либо ложный оптимизм, либо беспросветный пессимизм. Паскаль пишет: «Зная превосходство человека, люди не знали его поврежденности: это заставило их избегать лености, но зато вводило в самомнение. Если же они сознавали испорченность своей природы, то не разумели ее достоинств и, избегая, таким образом, тщеславия, повергались в отчаяние». Б. Паскаль отрицал необходимость выяснять конкретные детали грехопадения, поскольку они не имеют жизненного значения. «Это, – говорил он, – нам и не нужно знать для того, чтобы выйти из нашего жалкого положения; для нас важно убедиться, что мы действительно жалки, повреждены, разлучены с Богом, но искуплены Иисусом Христом». Но человеку свойственно пытаться осмыслить даже то, что находится на грани постижимого умом. Во всяком случае, разум его испытывает и исследует опыт до тех пределов, куда он может, хотя бы частично, проникнуть. Поэтому, несмотря на всю правоту Б. Паскаля, было противно человеческой природе закрывать путь пытливой мысли, ищущей приблизиться к тайне первородного греха. И первое, на чем сходятся все размышляющие об этой тайне, – это свобода, поскольку в ней может осуществиться как полное богоподобие человека, так и уклонение его от путей истинной жизни.

 



 
PR-CY.ru