ПАПСТВО - Страница 49

Они объявили светскую власть изобретением человеческой гордыни, первых государей – разбойниками, по внушению дьявола захватившими власть над равными себе. Папа уподоблялся солнцу, а император – луне, уступающей ему в величине и заимствующей от него свой свет. Некоторые глоссаторы канонического права призвали даже на помощь небесную математику, чтобы выразить в числах отношение папы к императору, руководствуясь сравнительной величиной обоих светил. Иннокентий III довел папскую теорию до кульминационного пункта, хотя и написал трактат на тему: «Презрение к миру». С наибольшей резкостью принцип: mediante ecclesia был высказан на Лионском соборе 1245 г., после отлучения и низложения Фридриха II. Юбилей 1300 г. можно назвать апофеозом папской теории. Знаменитые буллы Бонифация VIII 1301 и 1302 гг. («Ausculta fili» и «Unam sanctam») являются только итогом всей предшествующей политики папства, полной теорией чистой теократии. Кто отрицает эту теорию, тот признается нарушающим принцип единства и допускающим, подобно манихеям, два начала, вместо единого Бога. Колоссальную роль в истории развития папского цезаризма имеет «Сумма богословия» Фомы Аквинского. По его толкованию, «царство природы так же относится к царству благодати, человек природы – к христианину, философия – к теологии, материя – к таинству, государство – к церкви, император – к папе, как средство относится к цели, зародыш – к законченному существу. С XIV в. государство, низведенное папской теорией на степень «грубой материи», стремится отвоевать себе самостоятельное положение рядом с церковью. История этой борьбы связана с именами французских легистов, Данте, Оккама, Эгидия Колонны, Иоанна Парижского и Марсилия Падуанского (кроме последнего, все защитники империи отличаются отсутствием оригинальности). Политическая мысль искала новой почвы для своих построений, но еще боязливо оглядывалась на прошлое. Противопоставляя теории чистой папской теократии дуалистическую теократию и отстаивая принцип: immediate a Deo, отвергая учение папистов о двух светилах, империалисты считают, однако, нужным доказывать, что «луна ничем не уступает солнцу»: она меньше, не имеет «собственного света, но все-таки есть создание Бога, самостоятельно проходит свой небесный путь и освещает темный мрак ночей» (Эгидий, Оккам). Они признают факт Константинова дара, хотя и скорбят об оплошности императора или, основываясь на Corpus iuris civilis, отрицают юридическую силу данного акта. Данте внушает императору покорность по отношению к наместнику Христа, какая подобает первородному сыну по отношению к отцу. Оккам допускает вмешательство папы в светские дела, если это вызывается необходимостью. Несмотря на удар, нанесенный папство авиньонским пленением и фактической невозможностью поддержать свои притязания, идеи буллы «Unam sanctam» продолжают жить и получают новую формулировку в сочинении Августино Триумфо: «Summa de potestate papae» (1320 г.), долго служившем предметом изучения для богословов и канонистов. Его хитросплетенные аргументы, выхваченные из легенд, Аристотеля и Библии, бойцы католицизма пускали в ход еще в XVI в. против протестантов. XIV век может быть назван поворотным пунктом в истории развития теократических систем на Западе, началом разложения папского цезаризма, началом антиклерикального направления мысли, рационалистического отношения к вопросам религии и политики. Номинализм, отвергнув союз веры с наукой и церкви с миром, нанес решительный удар не только схоластике, но и папству.

 



 
PR-CY.ru