ПАПСТВО - Страница 50

Порча «церкви во главе и членах», ее крайняя материализация и великий раскол сильно подорвали авторитет наместника Христа и теорию его полновластия. Легисты – в законодательстве римских императоров, богословы – в Библии, гуманисты – в античной литературе нашли источник для борьбы с системой, на которой покоилась средневековая жизнь. Ереси подтачивают здание церкви, а пробудившееся национальное сознание отвергает как универсальную империю, так и универсальное папство. По мере того, как иссякал запас аскетического возбуждения, идеал «царства Божьего» начинает блекнуть. Великие соборы XV в. стремятся ограничить полноту папской власти. Столкновение на соборах папской теории с теориями реформаторов интересно особенно потому, что здесь против папства направлено было то же оружие, которым оно до тех пор действовало в свою пользу: идея народного суверенитета. Против империи эта идея была пущена в ход (раньше всего) яростным папистом Менегольдом Лаутенбахским; мы находим ее затем у Иоанна Салисберийского (в виде проповеди тираноубийства), Фомы Аквинского, Эгидия Колонны, Иоанна Парижского, а с другой стороны – у французских национальных публицистов, отстаивавших дело Филиппа IV (секуляризацию государства) против папы Бонифация VIII, в проповедях учителей схоластики, и в популярном «Roman de la Rose». Особенно интересно приложение идеи народодержавия к вопросам церковной политики Марсилием Падуанским и отцами великих соборов XV в. Отвергая обычное в то время определение, по которому слово «церковь» («ecclesia») обнимает только папу и его кардиналов, Марсилий настаивает на апостольском толковании церкви, как союза верующих – не только духовенства, но и мирян. Для разрешения важных церковных вопросов государство созывает соборы, на которые общины посылают депутатами клириков и светских людей. Протест папы не может помешать собранию. Не только plenitudo potestatis папы, но и сам папский сан подвергаются критике путем ссылок на Священное Писание, ни одно место которого не доказывает необходимости главенства римского епископа; все апостолы равны, а св. Петр никогда не был в Риме. Папство полезно для церкви как освященный обычаем институт, но полномочия его, вытекающие из полновластия вселенского собора, должны быть ограничены. Идеи Марсилия имели огромное значение в истории папской теории, т.к. проникли в народ, в монастыри, отразились на известном постановлении съезда немецких князей в Рензе и на борьбе реформаторов с папами в эпоху великих соборов. Сотни богословов, философов и канонистов трудились в Пизе, Констанце и Базеле над таким исправлением средневековой церкви, которое не разрушало бы ее основ. Для достижения реформ собрание отцов церкви должно было создать себе положение, превышающее папский авторитет. Самые умеренные реформаторы выводили папскую власть от римского народа, от которого право выбора позднее перешло к кардиналам. Еретический папа теряет власть, которая возвращается к народу, в лице его представителей – соборных отцов. Более радикальные целиком переносили новое учение о светской монархии на духовную (Г. фон Лангенштейн, Петр д'Айли, Герсон и др.). Разрешая вопрос об отношении церкви к папе, оппозиция опиралась на учение о естественном и божественном праве и бесконечном превосходстве его над положительным правом, следовательно, и над папскими декреталиями. Неограниченный в своих правах собор властен низложить и даже казнить непокорного папу.

 



 
PR-CY.ru