ПАПСТВО - Страница 45

Эта доктрина широко развивается писателями самых разнообразных оттенков: св. Бернардом, многочисленными публицистами XI, XII и XIV вв., Данте, Фомой Аквинским, Николаем Кузанским и др. Григорий VII и Бонифаций VIII видят в argumentum unitatis центральный пункт своих доводов в пользу папского верховенства. Сторонники империализма, более умеренные в своих требованиях, настаивали на существовании внутреннего единства между sacerdotium и imperium, проявляющегося во взаимной помощи, взаимном дополнении и полной гармонии, а principium unitatis усматривали в незримом владыке мира. Победа папской теории над империалистической, достигнутая в XI в. и знаменующая начало второго периода (периода высшего развития папского цезаризма) была достигнута вследствие того, что христианский мир убедился в неспособности императора служить универсальным и трансцендентным целям церкви, а затем и в принадлежности этой роли римскому епископу, как представителю духовного начала. Идея «царства Божьего», бывшая исходной точкой политики обеих сторон и властвовавшая над умами в продолжение всего Средневековья, была, по существу, аскетической идеей, и только внешнюю свою форму («царство Божие») заимствовало от империи. Во время борьбы с империалистами римская курия эксплуатировала в свою пользу общественное настроение, сводившееся к представлению об испорченности мира, о бесконечном превосходстве духовного начала над мирским и о загробной цели земного существования. Опираясь на эту идею, можно было бы провозгласить папу борцом духа с повелителями грубого материального мира. Во имя этой же идеи были заявлены первые протесты против узурпации императорами святительских прав. Представление о государстве, как олицетворении мирских начал, и церкви, как носительнице всех высших интересов, заставило еще папу Геласия I, в споре с императором Анастасием, точно установить различие между sacerdotium и imperium. Формула империалистов: quidquid principi placuit legis habet vigorem, заимствованная из языческих кодексов, победоносно опровергалась евангельской формулой: «Воздадите Божия Богови, Кесарева – Кесареви», которую толковали в таком смысле: «Царю – дворцы, папе – церкви». Если мир вообще, а империя – в частности, есть «царство дьявола» и должен рухнуть, чтобы дать место «Божьему государству», если отдельные люди и целые общества могут спастись только через посредство церкви, если общество должно послужить материалом для создания «Божьего царства», то не должно ли это общество беспрекословно подчинить свои учреждения и гражданские отношения руководству и трансцендентным целям церкви? «Откажись от мира, от власти и богатств, которые сами по себе не имеют никакой цены, но, отрекаясь, отдай их церкви, чтобы получить их обратно из ее рук, как вассал из рук своего сюзерена и пользоваться ими по ее указанию», – вот истинный смысл всех проповедей о «Божьем царстве». Учение об апостоле Петре делало все притязания церкви притязаниями ее главы. Отсюда сочетание в теории папской власти, основанной на идеале «Божьего царства», двух, по-видимому, противоположных мотивов: презрения к миру и господства над миром. Постепенное развитие папской теории можно, таким образом, назвать постепенным осуществлением идеала «царства Божьего» на земле.

 



 
PR-CY.ru