ПАПСТВО - Страница 47

По воззрению Григория VII, папа есть раб апостола, но по должности равен ему. Он – земной Петр и обладатель власти, размер которой определяется по его собственному усмотрению. Даже св. Бернард Клервосский, идеальнейший представитель «Божьего царства», ставил папство на недосягаемую высоту «для карания народов и царей». В своем трактате «De consideratione» он так характеризует авторитет Евгения III: «Кто же ты? Великий иерей и первосвященник. Ты главный епископ, преемник апостолов, по первенству Авель, по чину Мельхиседек, по достоинству Аарон, по авторитету Моисей, по судейству Самуил, по власти Петр, по помазанию Христос. Тебе даны ключи и доверены овцы». Через Бога папа – викарий Христа, Бог Фараона; вся земля – его наследие. Почти в одинаковых выражениях Бенцон Альбский (XI в.) определяет власть императора: «Викарий Божий, государь вселенной, царь царей и т.п.». Если такой идеалист, как св. Бернард, восклицавший: «Ты наследовал Петру, а не Константину!» и помнивший слова Христа, что власть Его «не от мира сего», был борцом за духовное господство папы, то папы XII и ХIII вв. понимали свою власть как неограниченную материальную и духовную силу. Аргументация клерикальных писателей в пользу компетентности папы в светских делах сводится к умозаключению a fortiori. Государство при этом теряет всякое право на самостоятельное существование. Будучи произведением дьявола, оно может спастись только путем слияния с церковью; в противном случае оно останется «вертепом разбойников». Вне церкви и церковной иерархии нет правомерного бытия. Следовательно, и короли, эти «потомки бандитов», должны подчиниться св. престолу, стать его орудием, занять место в иерархии. Если папа властвует в церкви, высшей сфере «Божьего царства», если он судит в духовных делах, если он ставит и низлагает патриархов, митрополитов и епископов, то тем более ему принадлежит власть в низшей сфере – государстве, над императорами, королями и князьями, уступающими по значению последнему из священнослужителей, как материя уступает духу. Ни клерикалы, ни империалисты не замечали грубейшей логической ошибки и неприменимости доказательства a fortiori при несоизмеримых величинах. И те, и другие смешивали государство с церковью, вследствие чего императору представлялась дилемма: или отстоять свое положение во главе иерархии, или покориться. Из plenitudo potestatis папы выводили следующие права: 1) право вторжения в непосредственную юрисдикцию митрополитов и епископов; 2) право изъятия учреждений из-под ближайшей над ними власти, например, монастырей из-под юрисдикции епископа; 3) право на денежные поборы в пользу св. престола; 4) право заключения ленных договоров и право патроната над некоторыми землями, отдавшимися под особое покровительство св. престола, и над некоторыми государями, отдавшими свои земли апостолу Петру, чтобы получить их обратно из его рук; 5) право интердикта и отлучения от церкви всякого христианина, не исключая и государей. Царь есть член стада; следовательно, он подчинен пастырю. Царь не может разрешать от грехов своей властью, а каждый священник имеет такую власть; следовательно, царь ниже священника и подлежит его суду, а тем более – папскому.

 



 
PR-CY.ru