ПАПСТВО - Страница 48

Ведь отлучил же Амвросий Медиоланский Феодосия Великого, папа Константин I – Юстина, Анастасий II – греческого императора Анастасия I, Николай I – императора Михаила и короля Лотаря;  6) право низложения царей, вытекающее из власти «вязать и решать» и из «власти ключей». При этом делалась ссылка на слова апостола Павла («Разве вы не знаете, что мы будем судить ангелов? Кольми паче мирские дела?»), на примеры из Библии (Самуил и Саул) и истории, часто сильно извращенные; 7) право освобождения подданных от присяги законному государю, ведь освободил же папа Захария франков от присяги Хильдерику, чтобы возвести на престол Пипина; 8) право репрессалий против непокорных, во имя которого проповедовались крестовые походы и вооружались миряне против своих священников и епископов; 9) наконец, право распоряжаться (по собственному произволу) должностями и территориями, для «пользы апостола Петра». Ссылаясь на мнимое Константиново «Вено», папы заявляли владельческие притязания на Италию, Испанию, Корсику и Сардинию. Беневент, Капуя, бургундские герцоги, норманнские князья, тулузские, савойские и провaнскиe графы считались вассалами папы. Caксония принадлежала ему в силу легендарного дара Карла Великого, Венгрия – в силу столь же легендарного дара св. Стефана, бывшего ленником папы Сильвестра II. Короли Англии также должны были считаться с притязаниями Рима, видевшего в Вильгельме Завоевателе своего экзекутора и вассала. Установив в 1080 г. вассальную присягу для будущего германского короля и распоряжаясь инсигниями империи, как собственностью св. престола, папство превращало идеальное «царство Божие» в гигантскую феодальную монархию на теократических началах, пределы которой оканчивались там же, где заканчивалось и католичество. Став во главе крестовых походов против неверных, папство придало своей власти характер главенства над всей землей. Для спасения мира нужно покорить его церкви, присвоить папе то dominium mundi, которое было идеалом Священной Римской империи, и превратить светских государей в ленников, воинов апостола Петра. Такая постановка папской теории не только ниспровергала весь прежний иерархический строй, при котором император фактически был главой вселенской церкви, замещавшим кафедру апостола Петра, но и угрожала светской власти вообще. Прежде всего, она подрезывала в корне принцип легитимности, непосредственного происхождения царской власти от Бога. Защитники монархии видели в императоре представителя Бога, независимого правителя, никому не подсудного и служащего провиденциальным целям церкви. При этом они ссылались на помазанников Божьих Давида, Константина Великого и Карла Великого. Нарушался папской теорией и принцип равноправности светской и духовной властей, солидарных и друг друга дополняющих – принцип, выраженный в так называемом учении о двух мечах: духовный меч принадлежит папе, светский – царю. Сам Христос (говорили империалисты) подчинился светскому мечу, приказав отдавать «кесарю кесарево», объявив, что царство Его «не от мира сего», и повелев Петру, извлекшему меч с мирской целью, вложить его обратно в ножны. На место принципа immediate a Deo папы провозгласили другой – mediante ecclesia.

 



 
PR-CY.ru