МОНАШЕСТВО В РОССИИ - Страница 16

Митрополит Фотий назвал не два, а три монашеских чина в соответствии с традицией восточного монашества: общежительство, средний путь (отшельническое пребывание двух или трёх монахов), полное уединение («особное каждаго» «великое и жестокое житие»). Позже Нил Сорский дал аналогичное определение типов иноческой жизни, восходящее к «Лествице» Иоанна Синайского. В отличие от архиепископа Дионисия митрополит Фотий не предпочёл ни один из чинов: они рядоположены, равнодостойны в деле спасения. Относительно общежительства сказано лишь, что его следует соблюдать «не словом, но делы всякими». Главное внимание в его грамоте уделено не дисциплинарным предписаниям и отношениям собственности, но духовной стороне подвижничества, напоминанию о том, что монашеский чин есть «великое ангельское подобие», «великий ангельский образ»; монахи призваны давать мирянам «образ жития честного своим непорочным и совершенным житием». В уставе митрополита (в отличие от устава архиепископа) рекомендовалось нераскаявшихся нарушителей не изгонять, но «врачевать духовно лечбою духовною, яко искусник врачеве, зельем духовным раны исцеляюще». Уставная грамота митрополита Фотия была известна Евфросину Псковскому; при создании общежительного устава он заимствовал из неё отдельные положения и фрагменты, но в целом следовал грамотам Суздальского и Новгородского архиепископов, защищая принципы общежительства. Монастырь неоднократно назван «общиной»: «Не держыте ничесоже особины в общине». С этим связан и запрет «вкупа» (или «укупа»), практика которого наблюдалась и в других монастырях. Его смысл разъяснён в Стоглаве, который «вкуп» разрешил, хотя в исключительных случаях и для ограниченного круга лиц: «Да в великих же честных монастырех стригутся князи, и бояре, и приказные люди великие в немощи или при старости и дают вкупы великие и сёла вотчинные по своих душах и по своих родителех в вечной поминок. И тем за немощь и за старость законов не полагати о трапезном хождении и о келейном ядении, покоити их по разсужению яствою и питием». В уставе Евфросина запрет облечён в форму диалога, т.е. излагается и точка зрения защитников «вкупа»: «Глаголют дающеи, яко свою силу ям и пию, и того ради не хощет и к церкви ити, ни в келии своей молиться прилежне». Ответ противопоставляет безвозмездные вклады: «Аще ты, брате, свою силу яси и пиеши, а котории православные христиане дают святым церквам или землю, или воду, или ино что от имения, память собе сотворяюще, – а тем которая им мзда от Бога есть?». Та же мысль, то же противопоставление изложено и в духовном завещании Евфросина: «Если же что дасть из добрые воли, спасениа ради души своеа, такоже и милостыню, а не вкуп (занеже вкупа несть в монастыре), ино того же искать на игумене и на черньцех, занеже то дано святеи Церкви, ни игумену, ни братии». Различия между решениями Евфросина и Стоглава, разделённых столетием, показывают, что запрет на проникновение в общежительные монастыри отдельных порядков особножительства служил предметом обсуждения в монашеской среде и неоднократно нарушался, монахи часто сопротивлялись строгостям общежительства и настаивали на сохранении некоторых норм особного жития, объём которых, надо полагать, был разным. Это вызывало суровое обличение и осуждение другой части монахов; известна челобитная монахов Ивану IV Васильевичу (Грозному) с просьбой о введении общежительства в подмосковных монастырях. Из устава Евфросина Псковского исследователи заключают, что преподобный допускал бесплатное пострижение или поступление в монастырь: в уставе запрещаются укоры «брату», не принёсшему ничего, со стороны тех, кто принёс серебро или что-либо иное. Относительно Снетогорского монастыря в грамотах архиепископов данных нет; исходя из того, сколь заинтересованно обсуждалась там судьба «внесённого», исследователи предполагают, что вклад был условием приёма в обитель. Другие монастыри (как следует из некоторых сохранившихся уставных грамот XV в.) были «богорадными», т.е. пребывание в них не зависело от вклада. Устав Иосифа Волоцкого (краткая редакция), так же как и устав Евфросина, защищает принципы общежительства, запрещает личную собственность.

 



 
PR-CY.ru