МОНАШЕСТВО В РОССИИ - Страница 15

Импульс обоим направлениям дал Сергий Радонежский, что особенно проявилось, например, в деятельности одного из его учеников – Павла Обнорского, поборника безмолвия, в течение многих лет практиковавшего уединённое подвижничество, но вместе с тем создателя общежительного монастыря и одного из ранних общежительных уставов, называвшегося в его «Житии» «законоположением». В конце XIV – начале XV в. на Руси получил распространение Иерусалимский устав, больше чем Студийский, приспособленный для общежительных монастырей, и Скитский устав, предназначенный «на внешней стране пребывающим иноком», т.е. подвизающимся вне монастыря, в скитах или других уединённых обителях. Митрополит Макарий (Булгаков) полагал, что Скитский устав был составлен кем-либо из учеников Нила Сорского, однако позже устав был обнаружен среди книг Кирилла Белозерского, а совсем недавно – в других рукописях конца XIV – начала XV в. Следовательно, этот тип подвижничества возник раньше, нежели скит преподобного Нила на реке Соре. Уставы (или типиконы) основателей монастырей (отдельно от их «Житий») появились сравнительно поздно. Так, общежительный устав Евфросина Псковского для основанного им Трёхсвятительского монастыря был написан в конце 1450 – начале 1460 гг. В более ранние периоды функции уставов выполняли уставные грамоты епископов и митрополитов, духовные грамоты, завещания, поучения игуменов-основателей. Уставный характер имели «Ответы» митрополита Киприана на вопросы игумена Афанасия Высоцкого (около 1478 г.), утверждавшие принципы общежительства. Хотя связь между распространением общежительства и ростом земельной собственности в конце XIV в. не была ещё столь значительной, как в следующих столетиях, но уже в это время осознавалась важность вопроса, допустимо ли для монастырей владеть сёлами. Митрополит в принципе признавал их вредоносность, поскольку связанные с ними заботы возвращали монахов к мирским заботам, но понимал неизбежность явления; он рекомендовал монастырям не иметь сёл, а при их наличии управление ими поручать богобоязненному мирянину. Сравнение нескольких уставных грамот 1383–1417 гг. псковскому Снетогорскому монастырю показывает исследователям, что уже в то время не было одинакового понимания значения и одинаковой оценки разных типов монастырей. В грамоте Суздальского архиепископа Дионисия (1383 г.) названы два «чина» монашеского жития: «пустынный» и «общее житие», при этом со ссылкой на установления Пахомия Великого и Василия Великого отмечено превосходство общежительства. Грамота представляет собой апологию общежительства, принципы которого, введённые ктитором-основателем (до 1299 г.), оказались позднее нарушены, и святитель занялся их обновлением, ссылаясь на «повеление» и послание» Константинопольского патриарха Нила Керамевса (1379–1388 гг.), привезённые им на Русь. Укрепление общежительных начал в Снетогорском монастыре (как и введение общежительства в Троице-Сергиевом) происходило, таким образом, с санкции Константинополя. Наиболее подробно речь идёт об отношениях собственности, общности имущества, запрете личной собственности, включая иконы и книги. Этой грамоте близка по содержанию и рассматриваемым случаям грамота тому же монастырю Новгородского архиепископа Симеона (между 1416 – 1421 гг.). Грамоты показывают, что общежительство прочно не укрепилось; черты особножительства, проникавшие в общежительные монастыри, осуждались и запрещались архиереями. Нарушения касались, главным образом, отношений собственности, судьбы вкладов, внесённых в монастырь. Неотчуждаемость вкладов ещё не стала общепринятой нормой, необходимо было её утверждать специальными постановлениями. Иное понимание иноческого подвига и типов монастырского устройства отражено в грамоте митрополита Фотия тому же монастырю (около 1417 г.), написанной в ответ на обращение монахов с жалобой на «тягость» (строгость) устава архиепископа Дионисия. Сообщив, что письменного устава ктитора-основателя, на который ссылался архиепископ, не было, они просили прислать им «устав иноческого чина». Митрополит Фотий отменил грамоту архиепископа Дионисия 1383 г. как неправомочную, поскольку она дана монастырю, находящемуся вне его епархии.

 



 
PR-CY.ru