МОНАШЕСТВО В РОССИИ - Страница 12

Преподобный отправился с ней к митрополиту Алексию и, получив его благословение, ввёл новый устав в монастыре. Роль митрополита Алексия при введении общежительства у исследователей не вызывает сомнения. Ему были известны исихастские споры (см. Исихазм) 1340–1350 гг., которые велись в Византии, и в которых вопрос о монашеском подвижничестве являлся центральным. Митрополит Алексий был поставлен патриархом Филофеем в 1354 г., вскоре после знаменитого Собора 1351 г., которым православная церковь подтвердила учение Григория Паламы. Исследователи считают, что едва ли правомерно полностью исключить возможность обсуждения патриархом и главой одной из крупнейших митрополий практики русского монашеского подвижничества и относить начало введения общежительства ко времени, на десять лет отстоящему от пребывания митрополита в Константинополе, т.е. к 1365 г., когда он основал в Москве общежительный Чудов монастырь. Сергий Радонежский был поставлен игуменом в то время, когда святитель Алексий находился в Константинополе, и это обстоятельство служит исследователям основанием для отнесения грамоты о введении общежительства в Троицком монастыре ко времени второго патриаршества Филофея (в 1350 гг. Сергий якобы не был ещё известен ни митрополиту, ни патриарху). Против этой датировки исследователи выдвигают два аргумента. Во-первых, ко времени поставления в игумены подвижничество преподобного Сергия продолжалось уже в течение одного или двух десятилетий, поэтому, учитывая исключительность его личности и духовных дарований, они с достаточной долей достоверности полагают, что слава о нём не могла ещё дойти до Москвы. Во всяком случае, будущий митрополит Алексий ещё до возведения в этот сан мог знать о Сергии, т.к. проживал в московском Богоявленском монастыре, в котором находился и брат Сергия Стефан (они вместе пели на клиросе). Во-вторых, благословенная грамота патриарха Филофея могла не содержать обозначения имени игумена, оставленного на усмотрение нового митрополита, но лишь давала благословение на введение общежительства в одном из русских монастырей. Поэтому более вероятным исследователям представляется начало введения общежительства в Троице-Сергиевом монастыре в 1350 гг., за которым последовало основание большого числа новых общежительных монастырей. По инициативе митрополита Алексия в 1362 г. был построен Владычный монастырь в Серпухове, около 1365 г. – Чудов монастырь в Московском Кремле, ставший домовым монастырём русских митрополитов, в 1370 г. – Благовещенский монастырь в Нижнем Новгороде во время пребывания там митрополита Алексия, в 1367 (или 1377) г. был основан женский московский Алексеевский монастырь, построенный святителем в честь св. Алексия (его игуменья Ульяна (ум. в 1393 г.) названа в Троицкой летописи «общему житью женскому начальница»). Дальнейшее распространение монастырей и освоение новых территорий осуществлялось преподобным Сергием и его учениками. Монастырь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы был основан Сергием на реке Киржач по благословению митрополита Алексия, а князья и бояре дали деньги на постройку обители. Ученик Сергия Андроник основал монастырь в честь Нерукотворного образа Спасителя (начало 1360 гг.), а другой ученик преподобного (Афанасий Высоцкий) стал игуменом Высоцкого серпуховского общежительного монастыря, основанного Сергием во имя Зачатия Пресвятой Богородицы (1374 г.). Племянник Сергия Феодор (Ростовский) основал (в 1370 гг.) Симонов монастырь в Москве. Общежительство распространялось в пределах не только Московского и близлежащих удельных княжеств, но и в других землях. В Нижнем Новгороде кроме упомянутого общежительного монастыря, созданного митрополитом Алексием, общежительным стал, по-видимому, Вознесенский Печерский монастырь; введение в нём общежительства связано с деятельностью архиепископа Суздальского и Нижегородского Дионисия. Под его влиянием основан на общежительных началах женский Зачатьевский монастырь Василисой – Феодорой, вдовой Нижегородского князя Андрея Константиновича (дата его основания остаётся спорной). Однако распространение общежительных начал происходило не во всех епархиях.

 



 
PR-CY.ru