Словарь по христианству М МИСТИКА, мистицизм - Страница 8

МИСТИКА, мистицизм - Страница 8

Влияние выраженных Аврелием Августином идей сказалось не сразу: их первое более заметное проявление исследователи усматривают в эпоху Каролингов, особенно в споре о свободе воли и предопределении, связанном с именем князя бодричей из династии Никонидов Готшалька (около 1000 – 1066 гг.). К этому же времени относится перевод сочинений, приписываемых Псевдо-Дионисию Ареопагиту, и творений Максима Исповедника, выполненный Иоанном Скотом Эриугеной, первым «философом-мистиком» на Западе, чья система возникла на почве соединения августиновского психологизма с восточной рационализирующей мистикой. Основная мысль этой системы заключается в утверждении  духовности сверхчувственного и в отождествлении всяческого бытия с абсолютно простым мыслящим бытием, не поддающимся человеческому определению, – Богом, Который признаётся недвижным, неизменным, вневременным и внепространственным. Эриугена отрицает материю и грех как небытие, но, желая примирить своё учение с учением церкви и прибегая ради этого к обычным аллегорическим приёмам толкования, тщетно пытается примирить статизм своей системы с динамизмом христианства и, противореча себе, вносит в неё дуалистические моменты. Его учение рано было признано еретическим, что вместе с малодоступностью помешало его широкому распространению. Теоретическая мистика вплоть до XII в. останавливается в своём развитии, а практическая до этого же времени выражается, главным образом, в деятельности отдельных мистиков, пророчествующих о судьбах церкви и человечества и подтверждающих своим мистическим опытом религиозные идеалы эпохи. Представителями этого течения являются Хильдегарда Бингенская (1098–1179 гг.), Елизавета из Шёнау (род. в 1177 г.), в значительной степени итальянский аскет и мыслитель Иоахим Флорский (около 1132 – 1202 гг.) и позднее, в XIII–XIV вв., некоторые немецкие мистики, как основатель «Божьих друзей» Рулльман Мерсвин (1307–1382 гг.). С этим движением с XII в. сосуществует и с ним разнообразно переплетается другое – мистика Христа, наиболее ярко выраженная Бернардом Клервоским, у которого основой религиозности является любовь к Христу. Он утверждал, что, созерцая земную жизнь Христа и Его страдания, человек научается Его любить и Ему подражать и приходит, таким образом, к любовному восприятию Христа-человека, пострадавшего за людей, Который в то же самое время является и могущественным спасающим грешника Богом. Это приводит к высшему моменту религиозной жизни – к соединению супруги-души с другом-Словом, делающему человека в минуты этого соединения безгрешным и святым, что, согласно Бернарду, не исключает необходимости деятельной любви. Эта же мистика Христа (хотя и меньше связанная с богословскими проблемами) выражается в XIII в. в движении бельгийских бегинок (Мария из Уаньи) и во францисканстве (Франциск, Анджела из Фолиньо, Маргарита Кортонская). Вполне правомерным было и мистическое богословие представителей Сен-Викторской школы – у «второго Августина» Гуго, у «великого созерцателя» Ришара и у Вальтера, в трудах которых (а также в трудах самого Бернарда) получает развитие теоретическая мистика. Но, становясь теоретической, мистика по своим материалам и выводам совпадает с богословием. Строго говоря, мистические ортодоксальные системы XIII–XIV вв. отличаются от богословских лишь тем, что в них сильнее выдвинуто значение мистического опыта, разработана мистическая гносеология и эмоционально-мистически оживлены богословские положения, которые ставятся во внутреннюю связь с религиозной деятельностью. Примыкая к Августину, представители Сен-Викторской школы проводят различие между разными способами познания (Божества): рассматривая созерцание как сверхчувственное познание, появляющееся у человека лишь в качестве завершения развития мышления, при необходимом условии нравственного совершенства в христианской любви и истинной вере и при погружении человека в своё собственное сознание. Созерцание таким путём превращается в общение души с Богом или нисхождение Бога в душу, высшим выражением чего является экстаз, степени и виды которого, как и всё мистическое развитие человека, педантично разработаны теоретиками мистики – Ришаром Сен-Викторским (ум. в 1173 г.), потом Бонавентурой (1221–1274 гг.) и др.

 



 
PR-CY.ru