МИСТИКА, мистицизм - Страница 10

Одновременно с усилением еретической мистики повышение религиозности (особенно ярко выразившееся в монастырях Верхней и Западной Германии) даёт последний расцвет средневековой мистики – доминиканскую и по преимуществу немецкую мистику. Её основным моментом является стремление к непосредственному общению с Богом и Христом, невольно обесцвечивающее культ церкви и ведущее мистическую спекуляцию из области церковных догм к познанию самого существа Божества и Его отношения к душе человека. Главные представители этого направления – Теодор (Дитрих) Фрейбургский, Мейстер Экхарт и его ученики доминиканец Генрих Сузо (написавший «Книжечку вечной мудрости»), Иоганн Таулер (1300–1361 гг.) и Ян ван Рейсбрук (1293–1381 гг.) – теоретически исходят из системы Фомы Аквинского (около 1225 – 1274 гг.), но, стремясь к познанию Бога и души, обращаются к неоплатонизму, к Аврелию Августину, к психологическому анализу собственного религиозного сознания и приходят к построению неоплатонической по существу системы, пантеистические стороны которой они тщетно стараются преодолеть. Хотя они и готовы утверждать божественность человека и ставят своим идеалом полное подчинение человека действующей в нём Божьей воле, но основное стремление к религиозной жизни и деятельности не позволяет им уйти в квиетизм, и постепенно у учеников Экхарта (особенно у Таулера) теоретическая сторона отступает на второй план по сравнению с религиозной  жизнью. Религиозная деятельность особенно ярко сказывается у стоящих в связи с этим течением «братьях общинной жизни», из среды которых и вышло известное сочинение «О подражании Христу», приписываемое Фоме Кемпийскому (около 1379 – 1471 гг.). Вне христианства развивались в Средние века два великих мистических движения – каббала у евреев и суфизм у персов-мусульман. С началом возрождения классицизма в Италии наряду с другими учениями древности воскресла и мистическая философия неоплатоников. В XV в. наряду с представителями старой схоластической мистики (Дионисий Картузианец, Николай Страсбургский) наблюдается новое, склоняющееся к теософии мистическое движение, выраженное Николаем Кузанским (1401–1464 гг.), мистиками-гуманистами (Марсилио Фичино, 1433–1499 гг.) и в особенности искателями истинной религии в тайнах неоплатонизма и каббалы (Джованни Пико делла Мирандола, 1463–1494 гг.; в Германии – Иоганн Рейхлин, 1455–1522 гг.). Оригинальным и всеобъемлющим мистиком был знаменитый швейцарский натурфилософ и врач Теофраст Парацельс (1493–1541 гг.). Сильный уклон к теософии и мистическому пониманию природы исследователи видят и у Агриппы Неттесхеймского (1486–1535 гг.). Однако возрождение мистики стоит в связи не с этим течением, а с новым подъёмом религиозности, отражённым Реформацией и так называемой католической реакцией. Слабо выразившаяся в протестантстве, которое всё-таки дало склоняющегося к пантеизму Вейгеля (1533–1588 гг.), а также сформировавшегося под влиянием Парацельса (со стороны терминологии), но совершенно независимо по существу гениального учения немецкого христианского мистика Якоба Бёме (1575–1624 гг.), отчасти выяснявшееся его последователями.

 



 
PR-CY.ru