МИСТИКА, мистицизм - Страница 11

У нидерландских мистиков (Теллинка, Лоденстейна, Бракеля, Витсиуса) и в значительной степени обусловленных Бёме англичан (Пордейдж, Дж. Лид, Ли, Баадер) и филадельфийцев (Сен-Мартен и др.) мистика развивается преимущественно в католичестве, примыкая к испанской мистике. В Испании практическая и теоретическая мистика достигла высокого расцвета ещё до начала реформационного движения (Пётр из Алькантары и Франсиско из Осуны). Одновременно с этим появились и так называемые «alumbrados» – мистики, из среды которых выходили и святые, и еретики. Детально разработав технику и теорию мистики, они временно набросили тень ереси на таких правоверных людей, как Хуан де ла Крус (1542–1591 гг.) и даже Игнатий Лойола (1491–1556 гг.), который преодолел квиетизм мистики и в своих «Exercitia spiritualia» вернул её на службу церкви и иезуитскому ордену. В связи с мистикой францисканцев и иезуитов стоит мистика кармелитского ордена и близких к нему кругов. Наиболее яркой представительницей этого течения является  св. Тереза Авильская (1515–1582 гг.), основавшая множество монастырей, реформировавшая орден кармелиток и написавшая книгу «Обители души»; им же обусловлено течение мистики во Франции (Франциск Сальский, Молина, позже г-жа Гюйон). После Якоба Бёме усиление мистики в Германии стоит в тесной связи с пиетизмом. Косвенно развитию мистики содействовала деятельность Филиппа Якоба Шпенера (1635–1705 гг.); ею были увлечены Петерсен, Гихтель и берлебургский кружок, в 1726–1742 гг. издавший Библию с мистическим комментарием к ней. Но в общем XVIII в. с его торжеством рационалистических идей не способствовал развитию мистики и дал только разрозненных её представителей – Терстесгена (ум. в 1769 г.), Лафатера, Коленбуша, Юнга-Штиллинга и др., из которых многие склонялись к теософии. Исследователи считают, что наибольшее значение в этот период принадлежит шведскому мистику и естествоиспытателю Эммануилу Сведенборгу (1688–1772 гг.), который с оригинальной теософской системой соединил как духовидец и опытную, и реальную мистику. Эти два главных отдела мистики всегда более или менее связаны между собой, поскольку естественно, что мистические учения ищут себе опоры в мистических фактах, а занятие фактами вызывает для их объяснения те или другие мистические теории. Среди известных и признаваемых церковью мистиков исследователи упоминают ученика Мейстера Экхарта Сузо, а также монаха-францисканца Максимилиана Кольбе – основателя множества учреждений, посвящённых Непорочной Деве. Расцвет романтики в XIX в. принёс с собой оживление интереса к мистике (особенно великим исследователи признают значение Фридриха Даниэля Эрнста Шлейермахера, 1768–1834 гг.), но этот интерес отличается преимущественно историческим характером: извлекаются из забвения Мейстер Экхарт и Якоб Бёме, появляется ряд трудов по истории мистики (Гёррес, Рибе, с протестантской стороны – Прегер и др.). К числу мистиков исследователи относят русского религиозного мыслителя Владимира Сергеевича Соловьёва (1853–1900 гг.), известного богослова Парижской школы Владимира Николаевича Лосского (1903–1958 гг.), русского философа и религиозного мыслителя Семёна Людвиговича Франка (1877–1950 гг.), еврейского экзистенциального философа Мартина Бубера (1878–1965 гг.), Николая Константиновича Рериха (1874–1947 гг.) и Елены Ивановны Рерих (1879–1955 гг.), а также создателей и последователей таких течений, как даосизм, йога, хасидизм, суфизм, исихазм и др.



 
PR-CY.ru