Словарь по христианству М МИСТИКА, мистицизм

МИСТИКА, мистицизм

МИСТИКА, мистицизм (от греч. закрытый, таинственный) – вера в возможность непосредственного духовного общения человека с таинственными метафизическими силами (Бог, безличный абсолют, первосущность мира, духи и пр.) путём, выходящим за пределы естественных человеческих способностей. Понятие «мистика» охватывает как практику, личный опыт общения индивида с тем, что он считает объектом мистического соединения, так и многообразные религиозные и философские учения, содержащие представления об этом объекте и способах соприкосновения с ним. Исследователи разделяют мистику на реальную (или опытную), под которой понимают совокупность явлений и действий, особым образом связывающих человека с тайным существом и силами мира, независимо от условий пространства, времени и физической причинности, и на особый род религиозно-философской познавательной деятельности. Опытная мистика, в свою очередь, подразделяется на прорицательную, стремящуюся усматривать непосредственно явления и предметы, не находящиеся в данном пространственном и временном кругозоре (сюда принадлежат различные формы ясновидения, гадания, оракулов, а также астрология), и деятельную (или оперативную), которая стремится, помимо обычных средств и условий, производить различные явления: действовать на расстоянии, останавливать и вызывать жизненные процессы одним властным внушением, создавать пластические формы или материализовать духовные сущности и дематериализовать телесные и т.п. (сюда относятся так называемый животный магнетизм, магия (в тесном смысле), теургия, некромантия, всевозможные способы волшебства или чародейства и, наконец, вся область медиумических или спиритических явлений). Наблюдения и опыты над фактами гипноза и внушения заставляют некоторых учёных признавать в этой области (кроме обмана и суеверия) и определённую действительную основу. Христианскую мистику исследователи определяют как опыт единения с Богом в глубинах души. С христианской точки зрения, реальная мистика (в обоих своих видах) разделяется (по достоинству и значению предмета и среды мистического взаимодействия) на божественную, естественную и демоническую мистику. Относить к мистике алхимию, как это обыкновенно делается, нет достаточного основания, т.к. алхимики в своих операциях старались пользоваться естественными свойствами вещества и исходили из принципа единства материи, признаваемого ныне положительной наукой. С точки зрения религиозно-философской познавательной деятельности, сверх обычных способов познавания истины (опыта, чистого мышления, предания и авторитета) всегда допускалась большинством религиозных и метафизических умов возможность непосредственного общения между познающим субъектом и абсолютным предметом познания – сущностью всего (или божеством). Если такое общение признаётся единственным или, по крайней мере, самым верным и достойным способом познания и осуществления истины, а все другие способы более или менее пренебрегаются как низшие и неудовлетворительные, то возникает некое исключительное направление мысли, называемое мистицизмом. Если (независимо от крайности этого направления) внутреннее общение человеческого духа с абсолютным признаётся как существенная основа истинного познания, то появляются учения, которые (смотря по преобладанию в них религиозного или философского элемента) обозначаются как мистическое богословие, мистическая философия или теософия. Для мистика характерно стремление достичь глубоко эмоционального переживания, которое может соединить его с Богом или другой метафизической сущностью. Соединение мистика с вожделенным объектом предполагает, как правило, выход за пределы чувственного мира, отказ от чувственных ощущений и умственных усилий, достижение состояния экстаза. Мистик погружается в глубины своего «Я», считая себя тем самым возвысившимся над всем чувственным и умопостигаемым. Отказ от познания вещей естественным путём воспринимается им как предпосылка наиболее совершенного и единственного способа познания тайн бытия. Экстаз не обязательно приводит к ощущению единства с абсолютным началом, но может служить источником религиозного вдохновения, а мистик, даже достигнув вершины экстаза, может осознавать свою индивидуальность.

 



 
PR-CY.ru