«МУСИКИЙСКАЯ ГРАММАТИКА» - Страница 9

В этом проявляется влияние не столько теории контрапункта, сколько техники basso continuo. Отдельные примеры посвящены употреблению прочих интервалов. Инструментальные приёмы исследователи называют важнейшей основой теории композиции Н.П. Дилецкого. Он прямо предлагает использовать basso continuo («положиши органнаго басса» – Российская государственная библиотека); большая часть описываемых приёмов связана с сочинением голосов над данным басом, что широко представлено в руководствах для органистов. Практика basso continuo определяет описание каденций как басового хода и разделение созвучий на обыкновенные (терции и квинты) и необыкновенные (секунды, кварты, сексты, септимы). При цифрованном басе первая категория созвучий не предполагала использования цифр, тогда как для второй они были необходимы; аналогично Н.П. Дилецкий применяет цифровку в своих примерах. Как органную технику Н.П. Дилецкий описывает квинтовые круги весёлого и печального тонов. Подобные квинтовые прогрессии использовались органистами для тренировки навыков прелюдирования и аккомпанемента в любой тональности. Осмысление этой техники в рамках двухладовой системы делает круги Н.П. Дилецкого первыми известными исследователям кругами мажора и минора (Л. Пенна предлагает круги для мажорных и минорных каденций, но следует теории модусов). Правило партиментум описывает форму basso ostinato, употреблявшуюся при исполнении версетов и органной мессы; Н.П. Дилецкий прямо ссылается на органиста в костёле, играющего мессу или вечерню, полагая возможным использовать эту форму в вокальной музыке. Умение играть на органе называется существенным условием для сочинения музыки. При описании процесса сочинения Н.П. Дилецкий использует риторическую терминологию. Инвенцию он понимает как изыскание музыкального материала (фантазии), который кладётся в основу композиции. Оформление фантазии в виде конкретной многоголосной фактуры происходит при диспозиции. Разделение музыки на сочинённую по правилам и по естественному разуму отражает противопоставление dispositio artificialis (искусная диспозиция) и dispositio naturalis (естественная диспозиция). Диспозицией также называется создание общей формы произведения. Эксордия – первые звуки сочинения. Амплификация – повторение различного рода (точное, в ином тоне, Stimmtausch, ракоход). Согласно правилам риторической элокуции, композитор должен соблюдать элеганцию, полагая ноты ради красоты. Вопреки некоторым мнениям, Н.П. Дилецкий не описывает фигуры.

 



 
PR-CY.ru