«МУСИКИЙСКАЯ ГРАММАТИКА» - Страница 4

«Идеа грамматикии мусикийской» написана, согласно титулу, в 1678/1679 г. Список Российской государственной библиотеки – подносной. Нотные примеры и текст под ними написаны Н.П. Дилецким, его подпись помещена на стр. 233. Список имеет утери, листы перепутаны. В реконструкции В.В. Протопопова недостаточно учитываются строение тетрадей и данные других рукописей. Первоначальный порядок страниц, начиная с 11-й тетради, таков: 133–146, 149, 150, 147, 148, 173–184, 151–154, 169–172, 185–234, 166, 165, 155–164. В.В. Протопопов восстановил пропуск в десятой тетради. Но во второй тетради также есть пропуск, там читались стихи «На ненавистника» и «На непокориваго» и оглавление. В 14-й тетради параграф о фафаках (способ применения сольмизации, при котором очень часто повторяется слог «фа») был выпущен при удалении третьего и четвёртого бифолиев, как полагают исследователи, уже при переписке, причём параграф о естественных и неестественных нотах, который должен был читаться на обороте последнего удаленного листа, был записан заново на стр. 199. Это состояние рукописи отразилось в компиляции текста Исторического музея (1705 г.). Утрата и путаница листов произошли не позднее 1720 гг., когда рукопись была использована в группе компилятивных списков типа текста Российской государственной библиотеки (1720 гг.). Списки Российской государственной библиотеки и Российской национальной библиотеки (конец XVII в.) восходят к одному беловому протографу: при различии в размерах листов и в типах почерков существенная часть материала скопирована страница в страницу с сохранением декоративных элементов. При копировании текста Российской национальной библиотеки был пропущен фрагмент от «Образа учения маистром» до параграфа о фафаках. Оба фрагмента присутствуют в тексте Исторического музея (1730 гг.) в том же порядке, что и в «Мусикийской грамматике» α; это отражает общий источник – виленский трактат. Список текста Исторического музея может восходить как к упомянутому беловому списку, так и к какой-то предыдущей копии (например, к черновику). Её текст был отредактирован в XVIII в. с целью модернизировать описание сольмизации. Исследователи полагают, что заключительный раздел сочинения «Идеа...» о странных нотных ключах не был частью первоначального текста. Он помещён после формулы окончания и подписи, в тексте Российской государственной библиотеки он записан новым почерком. Сборник «Мусикия», последняя глава которого является вариантом «Мусикийской грамматики», составлен в ближайшем окружении Н.П. Дилецкого. В полном варианте текста в этой главе четыре раздела. Раздел первый – начальная часть текста, представляющая собой переработку фрагментов «Грамматики...» в варианте α, дополненную новыми параграфами. Эту часть написал сам Н.П. Дилецкий, который упорядочил текст, объединив тематически связанные фрагменты из второй части и из конклюзии.

 



 
PR-CY.ru