«МУСИКИЙСКАЯ ГРАММАТИКА»

«МУСИКИЙСКАЯ ГРАММАТИКА» – общее наименование, применяемое исследователями к группе текстуально связанных сочинений о музыке Николая Павловича Дилецкого. В неё входят утраченный виленский трактат, «Грамматика музыкална» («Грамматика пения мусикийскаго»), «Идеа грамматикии мусикийской» и заключительный раздел сборника «Мусикия». Н.П. Дилецкий снабжал свои тексты полными титулами с названием, указанием даты и места написания. Соответственно этому исследователи XIX – начала XX вв. считали «Грамматику музыкалну», «Идею грамматикии мусикийской» и главу в сборнике «Мусикия» отдельными, хотя и текстуально связанными сочинениями. Начиная со Степана Васильевича Смоленского, «Мусикийскую грамматику» часто рассматривают как одно сочинение, представленное в ряде редакций и вариантов. Наиболее известно исследование Владимира Васильевича  Протопопова, который сделал обзор выявленных им и другими исследователями 25 источников текста. Учёный называет «Мусикийскую грамматику», «Идею грамматикии мусикийской» и главу в «Мусикии» редакциями, отмечая также варианты текста (в ряде случаев не находя им места в общей стемме («родословном древе» трактатов)). К.Р. Дженсен в рецензии на книгу В.В. Протопопова указала на существенные недостатки в части критики источников, отсутствие текстологического аппарата и декларативность выводов. В диссертации К.Р. Дженсен изучила 13 источников (все доступные ей на тот момент). Приведя богатый материал по разночтениям, она была осторожной в обобщениях, нередко указывая на несколько возможных интерпретаций. В настоящее время её исследование остаётся наиболее серьёзным как по методике работы с источниками, так и по сделанным наблюдениям. Однако труды К.Р. Дженсен были мало известны в России и на Украине, и её исследование не было учтено другими. Работы Александры Сергеевны Цалай-Якименко (2002 г.), Ирины Валерьевны Герасимовой (2010 г.) и Ивана Юрьевича Кузьминского (2014 г.) страдают многими недостатками, отмеченными К.Р. Дженсен у В.В. Протопопова. А.С. Цалай-Якименко и И.Ю. Кузьминский оставили большую часть анализа за пределами публикации, знакомя читателя только с выводами. А.С. Цалай-Якименко выделяет две редакции «Мусикийской грамматики», в каждой есть особый вариант, составление которых приписывается монаху Тихону Макариевскому. По мнению И.Ю. Кузьминского, существовало четыре редакции, одна из которых утрачена. А.С. Цалай-Якименко сосредоточила внимание на двух рукописях, И.Ю. Кузьминский – на четырёх. Наиболее обстоятельным исследователи признают работу И.В. Герасимовой, однако подчёркивают, что у неё отсутствует критика источников, использованы только избранные списки (всего шесть источников), недостаточно уверенно применяется методология текстологического анализа, а наблюдения интерпретируются в русле заранее принятых представлений.

 



 
PR-CY.ru