МНОГОГОЛОСИЕ - Страница 10

Техника сочинения двух основных форм русского безлинейного многоголосия была линеарной: к имевшемуся первоисточнику (путевому или демественному распеву) присоединялись интонационно производные от него мелодические линии. Среди исследователей есть мнение, что многоголосие, появившись в кульминационный и одновременно переломный период эволюции монодического мышления, стало следствием явления многораспевности, своего рода «симультанной многораспевностью». В широком смысле исследователи говорят, что оба вида многоголосия являются строчным пением, где термин «строчное» подчёркивает мелодическую самостоятельность каждого голоса-строки. В более узком смысле термин «строчное» исследователи относят только к троестрочию с путевым распевом в основе и противопоставляется демественному многоголосию. Критерием принадлежности к строчному или демественному многоголосию исследователи называют вид распева, лежащего в основе многоголосной партитуры, – путевой или демественный (при этом голос с названием «путь» присутствует и в строчных, и в демественных партитурах, а голос «демество» – только в демественных). Музыкальный стиль троестрочия и демества напрямую связан с проблемой расшифровки безлинейного многоголосия. Исследователи этой области древнерусского церковного пения базируются на двух прямо противоположных точках зрения, касающихся характера вертикали. Виктор Михайлович Беляев, Николай Дмитриевич Успенский, Ирина Анатольевна Богомолова, Анатолий Викторович Конотоп, Екатерина Архимандритова (Смирнова), Лада Вадимовна Кондрашкова характерной чертой, квинтэссенцией безлинейного многоголосия (троестрочия и демества) считают ярко выраженную диссонантность вертикали (в заключительных созвучиях может использоваться двухсекундовый аккорд в объёме большой терции; двухсекундовый аккорд в объёме малой терции; кварт-секунд-аккорд; терц-секунд-аккорд и др.). Эти созвучия исследователи считают вертикальной проекцией обиходного звукоряда. По мнению же Сергея Сергеевича Скребкова, Ирины Викторовны Ефимовой и Галины Андреевны Пожидаевой, вертикаль должна быть консонантной, причём иногда для достижения благозвучия рекомендуется применять транспозицию одного – двух голосов. Первая точка зрения находит подтверждение и в полемическом трактате «Мусикия» (1671 г.), который приписывается диакону Сретенского собора в Московском Кремле Иоанникию Кореневу, где даётся резкая критика диссонантности безлинейного многоголосия и подчёркивается её несоответствие правилам европейской ладовой системы: «Ничто же есть согласия, токмо несогласная тригласия, шум и звук издающая: и несведущим благо мнится, сведущим же неисправно положено разумевается». Важнейшим свойством многоголосной фактуры строчного пения исследователи считают объединение родственных по тембру и характеру звучания мужских голосов в ограниченном диапазоне низкого регистра, поскольку партии пути, верха и низа почти не разделяются в звуковысотном отношении.

 



 
PR-CY.ru