МНОГОГОЛОСИЕ - Страница 9

Вначале это были только словесные пометки: самый ранний образец – ненотированное песнопение «Честнейшую херувим» с указаниями на партии демества, низа, пути и верха в рукописи Института русской литературы и искусства. Затем появились и небольшие нотированные фрагменты; первоначально демество и троестрочие фиксировались с помощью единственной употребительной на тот момент знаменной столповой нотации, в 1570 гг. была изобретена новая, казанская нотация. Принципы фиксации многоголосия были впервые применены и разработаны в демественном пении. В нотированных памятниках 1570 гг. его трёх- и четырёхголосные песнопения изложены в поголосной форме. Голоса выписывались поочерёдно, друг за другом, с названиями: сначала «демество», потом «путь к деместву», «низ» и «верх». Пока исследователям неясно, как могли использоваться такие записи на практике, т.к. голоса, которые должны звучать одновременно, весьма часто оказывались записанными на разных разворотах книги. Лада Вадимовна Кондрашкова отмечает, что «большая часть таких поголосных записей практически не применима для пения, если только не выучить их наизусть». Исследователи полагают, что такие записи были копиями с других рукописей, где голоса записывались на одном развороте книги. Исследователи полагают, что становление многоголосия было связано, в первую очередь, с демественным стилем пения, но параллельно развивались троестрочное пение и принципы его записи. В 1620 гг. появляется сразу 11 рукописей троестрочия, причём в девяти из них применён новый партитурный принцип записи, отсутствующий в записях демественного многоголосия. Партитурная нотация открывает новый этап в развитии безлинейного многоголосия, продолжающийся до конца XVII в. и характеризующийся господством троестрочия. Первые строчные партитуры были двухголосные, записывались путь (сверху) и низ (снизу), хотя иногда допускались и перестановки голосов. С середины XVII в. появились полные, трёхголосные строчные партитуры, но продолжали применять как двухголосную форму записи, так и одноголосные записи верха и пути (постепенно вытесняемые). В последней четверти XVII в. было создано наибольшее количество троестрочных рукописей, преимущественно трёхголосных партитур: в это время троестрочие достигает вершины своего развития. Всего в настоящее время выявлена 91 рукопись русского безлинейного многоголосия: 86 из них должны быть отнесены к троестрочному стилю пения, при этом 58 рукописей содержат двух и трёхстрочные партитурные записи, лишь пять книг являются памятниками многоголосной традиции демества. Комментируя эти данные 2006 г., М.В. Богомолова делает вывод о том, что безлинейное многоголосие было искусством элитарным, доступным лишь отдельным певческим коллективам, состоявшим из высочайших профессионалов, творчеством которых было создано явление столь оригинальное и самобытное, что нет возможности подыскать ему аналогии в других национальных культурах. В нескольких рукописях исследователи обнаружили нотные (пятилинейные) переводы безлинейного многоголосия, как в партитурном виде (одна из самых известных рукописей – так называемый Троестрочник Владимира Фёдоровича Одоевского: Российская государственная библиотека), так и в партиях-поголосниках.

 



 
PR-CY.ru