МНОГОГОЛОСИЕ - Страница 7

В XX в. началось возрождение полифонического склада в связи с утратой скрепляющей силы тонально-гармонического фактора (так называемое пророчество Сергея Ивановича Танеева). Под воздействием изучения творчества Хенрика Изака Антон Веберн развивал полифонические приёмы письма в условиях додекафонии. С развитием сериализма возникает так называемая сериальная полифония (или полифония параметров, полипараметровость). С появлением новых техник композиции во второй половине XX в., например, так называемой сонорики, возникают особые виды многоголосной фактуры, которая становится похожа на одноголосную по слабой дифференцированности (в плане восприятия) звуковой ткани. Её деление на чёткие фактурные голоса, отдельные звуки и интервалы, созвучия и аккорды становится весьма условным, на их место заступают так называемые звуковые массы, звуковые поверхности, россыпи, полосы и т.п. (частный и типичный случай сонорной фактуры – кластер). С появлением так называемой репетитивной техники (в минимализме) паттерны (мотивы, фразы как объекты многократного циклического повторения) могут быть и одноголосными, но их постепенное включение/выключение, влекущее наложение их друг на друга по принципам полифонического письма, создаёт результативную многоголосную фактуру, не вполне предсказуемую и регламентированную композитором, которая несёт элемент случайности, например, в композиции «In C» Терренса Митчелла Райли (алеаторика). Другой особый вид многоголосной фактуры образует так называемое сверхмногоголосие или микрополифония. Этот вид фактуры, будучи связан с действием обычных полифонических приёмов (имитации, каноны) в условиях большого количества (десятков) голосов, не воспринимаемых в качестве самостоятельных, создаёт впечатление «паутины» или «тканого полотна» с сонорными эффектами (сонорика, сонористика). Осознание музыкальной логики в многоголосии исторически шло как по линии теории контрапункта, так и по линии теории гармонии, которая обычно определяется как звуковысотная структура многоголосной музыки. Принято считать, что координация голосов по вертикали определяется в многоголосии любого типа (в том числе в полифонии) законами гармонии, присущими определённому историческому периоду. В средневеково-ренессансных трактатах (например, у Иоанна де Гарландиа, Франко Кёльнского, Иоанна Тинкториса) традиционно рассматривались интервалы (и их классификация) в качестве гармонического материала и способы их применения. Так, постепенно выработалось так называемое учение о звуковых шагах (т.е. способах координации интервалов (ordinatio у Иоанна Тинкториса) в зависимости от интервального шага тенора). Начиная с эпохи генерал-баса аккорд рассматривался как сумма интервалов от баса, обозначаемых цифрами; собственно же гармония предполагает учение об аккордах и об их связях. В целом многоголосие в Западной Европе до XVII в. принято рассматривать, скорее, в рамках полифонии, чем гармонии, что отражено в учебных консерваторских дисциплинах полифонии и гармонии. Гармония до XVII в. часто определяется как полифоническая, модальная, доклассическая. Все эти характеристики свидетельствуют о её своеобразии, выходящем за рамки классической гармонии в широком смысле, которая охватывает XVII–XIX вв. Исследователям известны также иные способы систематизации многоголосия (полифонии) по темброво-фактурному принципу; так, выделяются следующие типы полифонии: сольная вокальная, вокально-ансамблевая, хоровая, инструментальная (сольная и ансамблевая), оркестровая.

 



 
PR-CY.ru