МНОГОГОЛОСИЕ - Страница 14

В византийской церковно-певческой культуре, на протяжении столетий сохранявшей традицию монодийного пения, с XV в. появляются песнопения, написанные под влиянием западной многоголосной музыки. Так, в творчестве мелургов Мефонского епископа Иосифа, Мануила Газиса и Мануила Хрисафа присутствуют двухголосные композиции в стиле «cantus planus binatim». В поствизантийский период, с конца XVII в., на Ионических островах сложилась традиция многоголосных обработок песнопений византийского пения (полное трёх- или четырёхголосие), зафиксированная в ряде певческих рукописей. Во второй половине XIX – первой половине XX вв. одним из направлений преобразований в греческой церковно-певческой практике стало введение четырёхголосия в гармоническом стиле. В 1844 г. греческие общины в Вене исполняли четырёхголосные гармонизации византийского пения; в 1870 г. в королевской часовне по инициативе королевы (русской великой княжны) Ольги Константиновны в богослужении использовались песнопения в традиционном для этого периода русском хоровом стиле. Впоследствии греческие композиторы создавали песнопения и гармонизации такого типа (наиболее известный автор – Ф. Поликратис), однако господствующим стилем до настоящего времени остаётся традиционная византийская монодия. Попытки гармонизации традиционных византийских одноголосных песнопений предпринимались и русскими авторами; в частности, в работе священника Дмитрия Васильевича Аллеманова и А.В. Зверева «Современное нотописание греческой церкви» (М., 1907 г.), в приложении приводится «опыт гармонизации мелодии греческого пения» – песнопение «Взбранной Воеводе» четвёртого плагального (восьмого) гласа, где оригинальный распев помещён в верхнем голосе.



 
PR-CY.ru