МНОГОГОЛОСИЕ - Страница 4

Гомофония («однозвучие», «согласное звучание») – термин, у древних греков обозначавший одноголосие, в настоящее время используется для особого типа многоголосного склада, в котором ведущее значение имеет сольный мелодический голос (обычно верхний), а остальные голоса имеют подчинённое (сопровождающее) значение, выполняя функцию аккомпанемента (поддержка аккордами). В том же значении, особенно по отношению к XVII в., применяется греческий термин «монодия» («песня одного»), который, однако, может означать также одноголосие в собственном смысле (например, григорианская монодия). Исследователи отмечают, что несмотря на то что гомофония и одноголосие – это различные склады, они близки в том отношении, что музыкальный мысль в них концентрируется в одном голосе, даже если реально присутствуют и другие голоса (как в гомофонии). Смешанным складом является гетерофония (и близкая ей подголосочная полифония), которая содержит признаки многоголосия и одноголосия при главенстве последнего, т.к. основная мелодия дублируется вторами, сопровождается подголосками и вариантами, которые в кадансах часто сходятся в унисон или октаву. Полифония, гомофония и одноголосие могут сосуществовать и взаимодействовать как в одном сочинении, так и в рамках одного исторического периода, порождая разнообразие фактурных решений, и оттеняя друг друга. Например, в эпоху Возрождения наряду с расцветом полифонии в высоких церковных жанрах (месса, мотет) активно развивались светские песенно-танцевальные жанры (виланеллы, фроттолы и др.), в которых использовалась облегчённая аккордово-гармоническая фактура (трёх- или четырёхголосная), близкая к канциональному складу более позднего протестантского хорала. Последний, первоначально будучи изложен полифонически (с мелодией в теноре), что затрудняло исполнение его общиной, стал излагаться строго четырёхголосно с тождественным ритмом во всех голосах и мелодией в сопрано. В мадригалах XVI в. была распространена частая смена фактуры с полифонической на аккордовую – так называемая ноэма (греч. – мысль), приём из разряда музыкально-риторических фигур. В истории музыки существует мнение, что одноголосие предшествует многоголосию как более низкая или начальная стадия музыкального мышления; примером является эволюция западноевропейской профессиональной музыки, которая на ранних этапах была одноголосной, в виде григорианского пения, а примерно с IX в. стала многоголосной и остаётся таковой вплоть до настоящего времени. Вместе с тем для исследователей очевидны следы древних форм многоголосия в фольклоре разных европейских и неевропейских народов; скорее всего, развитие многоголосия в профессиональной музыке находилось под влиянием народной. Например, многоголосие практиковалось издавна на Британских островах, откуда происходит ранний образчик имитационной полифонии фольклорного характера, так называемый Летний канон (около 1240 г.). Также исследователям издревле известно грузинское народное многоголосие; в XX в. стали активно изучаться многоголосные практики в районе Средиземноморья, например, в болгарской народной музыке и в Африке.

 



 
PR-CY.ru