МНОГОГОЛОСИЕ

МНОГОГОЛОСИЕ – тип музыки, образованный координированным сочетанием по вертикали многих голосов (двух, трёх, четырёх и больше), в отличие от монодии (одноголосия) – музыки, создаваемой средствами только одного голоса как составного элемента фактуры (организация или структура звуковой ткани). Голос в контексте этого противопоставления понимается в композиционно-техническом смысле – как единичная мелодическая линия, которая может исполняться как сольно (т.е. одним голосом или инструментом), так и группой или множеством исполнителей (хором). Различие многоголосия и одноголосия было осознано в западноевропейской средневековой музыкальной теории как «cantus simplex» (простое, или одинарное пение) и «cantus compositus» (составное пение, т.е. составленное из многих голосов). При этом для второго термина синонимами были «contrapunctus» – «пение, возникающее через помещение одного звука против другого в тот же самый момент» («cantus per positionem unius vocis contra aliam punctuatim effectus») и «resfacta» (букв. – «сделанная вещь»). Псевдо-Иоанн де Мурис в трактате «Summa musice» (около 1200 г.?) использовал для многоголосия термин «полифония» и описал её как «dyaphonia», «triphonia», «tetraphonia» в зависимости от числа голосов (двух, трёх, четырёх). Однако в то время обозначение многоголосия термином «полифония» ещё не устоялось, а термин «диафония» мог применяться в том же значении – в смысле «раздельного пения» безотносительно к конкретному числу голосов (в древнегреческой теории он означал диссонанс против симфонии – консонанса). Ранние формы западноевропейского многоголосия объединяются оригинальным термином органум, учение о котором (вместе с музыкальными образцами) появилось в IX в. и широко разрабатывалось последующими теоретиками параллельно с развитием многоголосия. В XIII в. появляется термин дискант, который наряду с обозначением многоголосия как такового стал обозначать и особую его технику (модальная ритмика во всех голосах) и в этом смысле стал противопоставляться более раннему органуму. В XIV в. возникло понятие «контрапункт», которое стало собирательным термином для обозначения техники полифонического письма. По своему характеру противопоставление одноголосия и многоголосия соответствует фундаментальной оппозиции в области музыкального склада (тип или принцип изложения музыкальной ткани). Многоголосие же, в свою очередь, делится на несколько видов и подвидов, в зависимости от характера соотношения голосов, и, прежде всего, на полифонию и гомофонию (или гомофонно-гармонический склад). Эволюция и смены складов в западноевропейской музыке следуют в целом логике движения от одноголосия (в григорианском пении) к полифонии (с IX в.) и далее к гомофонии (Новое время). В XX в. наблюдалось возрождение полифонии (в связи с ретротенденциями, например, у Пауля Хиндемита, и особенно в рамках додекафонной техники в нововенской школе), а также смешение складов и появление новых типов фактуры.

 



 
PR-CY.ru